Американская политическая карикатура, изображающая дядю Сэма, который строго журит группу нерадивых чернокожих учеников, олицетворяющих Гавайи, Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины. Белые отличники Техас, Калифорния и Аляска прилежно штудируют учебники на задних партах, в то время как коренного американца отсадили от них подальше (и он держит букварь вверх ногами). Мальчика китайского происхождения вообще не пускают в класс, а маленький афроамериканец, кажется, вовсе не способен учиться и годится только на то, чтобы мыть окна.

Американская политическая карикатура, изображающая дядю Сэма, который строго журит группу нерадивых чернокожих учеников, олицетворяющих Гавайи, Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины. Белые отличники Техас, Калифорния и Аляска прилежно штудируют учебники на задних партах, в то время как коренного американца отсадили от них подальше (и он держит букварь вверх ногами). Мальчика китайского происхождения вообще не пускают в класс, а маленький афроамериканец, кажется, вовсе не способен учиться и годится только на то, чтобы мыть окна.

Художник Луис Далримпл, журнал Puck, 1899 год / Library of Congress / Khan Academy (Public Domain)

«Что является движущей силой человеческого ума и энергии, если только вся биология не представляет собой бесконечного ряда заблуждений? Только труд и свобода; такие условия, при которых деятельный, сильный и ловкий переживает слабого, который должен уступить свое место».

Эта цитата из романа Герберта Уэллса «Машина времени» служит эпиграфом к одной из глав новой книги известного биолога и историка науки Максима Винарского «Мертвый лев: посмертная биография Дарвина и его идей» (выходит в издательстве Альпина нон-фикшн).

«Подобно тому как жизнь человека продолжается, пока его помнят, так и биография ученого продолжается, пока живо его наследие. Созданная Дарвином теория после его смерти подверглась различным интерпретациям и искажениям, порой извращенным и опасным. Его эволюционное учение использовали себе на потребу адепты самых противоположных политических движений и идеологий, совершенно далеких от проблем теоретической биологии» (из издательской аннотации).

Глава «Нравы и обычаи морлоков», отрывок из которой мы публикуем с любезного разрешения издательства, посвящена одному из таких движений — «новых течений мысли», по словам автора книги, которое оказалось «накрепко, хотя и не вполне справедливо» связано с честным именем Дарвина и которое принесло ему огромные репутационные потери.

«Течение, которому часто ставят в вину самые изуверские и дикие идеи, проповедовавшиеся в недавней истории западного мира. Называлось это чудище социал-дарвинизмом, и его исследование уведет нас довольно далеко от «чистой» биологии, в область социологии, экономики и морали. Хотя в наши дни социал-дарвинизм признан мертвым и хочется верить, что вердикт этот окончательный и обжалованию не подлежит, отголоски его былого влияния заметны и сейчас«.

Максим Винарский — доктор биологических наук, профессор СПБГУ, заведующий Лабораторией макроэкологии и биогеографии беспозвоночных. Лауреат премии «Просветитель» (2021) за книгу «Евангелие от LUCA. В поисках родословной животного мира».