Unsplash.com

«Быть единственным ребенком в семье — это болезнь сама по себе»

В семьях наших предков охотников-собирателей было, как правило, не меньше четырех-пяти детей; оседлый образ и развитие сельского хозяйства позволили заводить еще больше дочерей и сыновей.

Но с семидесятых годов прошлого века в развитых странах укоренилась другая тенденция — иметь не больше одного ребенка. Сейчас таких семей в Европе — почти половина, говорит демограф из Венского университета Эва Божуан. К сожалению, родители, да и сами дети из таких семей часто сталкиваются с неприятными стереотипами — многие считают этих детей эгоистичными и избалованными.

Негативный стереотип о единственных детях восходит к Стэнли Холлу, пионеру американской психологии и педагогики, первому президенту Психологической ассоциации, которым он стал в 1892 году; ему приписывается фраза «быть единственным ребенком — это болезнь сама по себе».

Его протеже детский психолог из Университета Кларка Э.В. Бохэннон придал взглядам Холла научное звучание, проведя в 1912 году одно из первых исследований на эту тему. Большая часть опрошенных им респондентов охарактеризовала единственных детей как «эгоистичных», что заставило его назвать их «незрелыми, исключительными и особенными». Несмотря на то, что Э.В. Бохэннон исследовал не детей, а мнения о них, большинство детских психологов того времени с ним согласилось.