Звезда Сергея Соловьева с отпечатком его ладони на Аллее актерской славы в Выборге

Звезда Сергея Соловьева с отпечатком его ладони на Аллее актерской славы в Выборге

Reda Kerbouche / wikipedia.org

Не будет преувеличением сказать, что Сергей Соловьев, необычайно чуткий, чувствительный к любым, самым незаметным ветеркам перемен, открыл новую эпоху в нашем кино. Это было новое, легкое дыхание, которое всегда было в его фильмах и в нем самом — веселом бородаче с понимающими глазами. А эпоха, которую он вместе с Цоем открыл своей «Ассой», носила условное название «Мы ждем перемен». Благодаря Соловьеву мы затаились, пытаясь уловить надвигающиеся бури. Потом уже стало ясно, что ждать перемен — метафора, а в реальности — социальный инфантилизм. Но тогда все казалось крутым и нежным.

Первый режиссерский опыт Соловьева — две новеллы в киносборнике «Семейное счастье» — сейчас смотрится ошеломляюще современно. По стилю, по замыслу. А тогда мосфильмовскому руководству этот опыт совсем не понравился. В конце 60-х привыкший к каноническому прочтению Чехова глаз отказывался видеть Чехова в этом странноватом опусе. Но в этом и есть весь Соловьев — он всегда видит чуть вперед и вширь, ему скучно, когда все по правилам, по регламенту. Его Чехов был такой нервный, такой несуразный, такой нелепый, что хоть обижайся за классика. Но юный Соловьев и потом всякий раз доказывал своими картинами, что можно любить и презирать одновременно. Он вообще обожал ломать каноны, причем делал это с необычайной ласковой элегантностью, каждым фильмом устраивая маленькую бархатную революцию.

Соловьев не был революционером в привычном смысле слова, он не рушил до основанья то, что ему не нравилось, чтобы потом наш, новый мир построить. Он просто своим немыслимым чутьем, еще даже до того, как сформулировать словами, чуял: нужны новые вливания. И будто бы играючи создавал совершенно новый, свой, соловьевский стиль, пахнущий молодостью и озорством.

Будто играючи… Действительно — «будто». Сергей Александрович был веселым шутником и очень редко о своих трудностях рассказывал с трагической миной. Поэтому тем, кто его не знал, казалось, будто этот остроумный кругленький человек, обладающий редкой самоиронией, как художник родился с золотой ложкой во рту. Ничего подобного — на его долю выпали запреты, простои, тяжелые обходы цензуры.

Режиссер Сергей Соловьев на встрече с мастерами, молодыми выпускниками и студентами ВГИКа, 19 октября 2019 года

kremlin.ru