— Вы согласны с мнением тех, кто считает Дэн Сяопина величайшим государственным деятелем Китая 20-го века?
— Я бы не сказал, что величайший. Но он, безусловно, стоит в одном ряду с другими великими государственными деятелями этой страны — Сунь Ятсеном, Чан Кайши и Мао Цзэдуном. Каждый из них внес колоссальный вклад в трансформацию китайской цивилизации в современную эпоху, как бы пройдя по определенным ступеням.
Сунь Ятсен обосновал теорию национального возрождения и планы практического объединения Китая. Чан Кайши объединил Китай и ликвидировал неравноправные договора, сделал Китай одной из пяти великих держав мира, членом Совета безопасности ООН, установил равноправные отношения с ведущими державами. Мао Цзэдун создал третий геополитический центр мира. заставив весь мир уважать и бояться китайцев и относиться к Китаю как к одной из сверхдержав. Ну, а Дэн Сяопин осуществил колоссальные реформы, которые в итоге привели к тому, что Китай стал второй супердержавой в мире, экономической державой.
— Насколько шесть лет, проведенных Дэн Сяопином в юности во Франции, оказали влияние на становление его как личности?
— Это время оказало огромное формирующее воздействие на него, прежде всего, в политико-идеологическом плане. Именно во Франции Дэн Сяопин стал коммунистом. В отличие от революционеров более старшего поколения, как Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай, Дэн Сяопин не прошел мучительного пути поиска идеологии, которая могла бы помочь трансформировать его родину. У него не было долгих периодов идеологических метаний от реформаторства и либерализма к большевизму. Он пришел к большевизму напрямую под воздействием своих более старших товарищей, с которыми познакомился во Франции. Прежде всего, это был Чжоу Эньлай, к которому Дэн Сяопин относился как к старшему брату. Но и целый ряд других китайских коммунистов оказали на него влияние.