Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
«Писатель
Я писатель!
Читатель
А по-моему, ты говно!
писатель стоит несколько минут, потрясённый этой новой идеей,
и падает замертво | его выносят»
Даниил Хармс. «Случаи»
Хармс многое знал на свете, что и не снилось нашим мудрецам — вроде писателя и депутата Сергея Шаргунова, например. Шаргунов — человек образованный, но почему-то был уверен, что до него никто не додумался делить писателей на правильных и неправильных, на говно и не говно. А может, наоборот — знал и решил локально применить любимый лозунг власти «Можем повторить!»
Наверное, нет нужды очень уж подробно пересказывать профессиональный стандарт писателя, придуманный Шаргуновым и опубликованный Минтрудом, — большинство успело ознакомиться с этим образцом исторической памяти писателя-депутата. В двух словах: писатель, как явствует из шаргуновского опуса, должен уметь «находить интересные темы, развивать их» (как неожиданно), работать в разнообразных жанрах, «использовать стилистическое и лексическое богатство русского/родного языка» (тут Набоков бы удивился).
Описана также функция литературного критика — «оценка качества литературных произведений». Спасибо, Сергей. А то мы думали, что задача литературного критика — разбираться в сортах овса. Оказывается, критики должны использовать «различные виды, формы проведения подробного разбора сюжетных линий, <…> проработанности образов и характеров главных героев», а также обладать знаниями по теории литературы, истории и новейшей истории. А знаниями по античной истории — не должны, что ли?! А вот за пассаж, из которого явствует, что литература «становится делом государственной важности, поскольку оказывает прямое влияние на решение важнейших проблем в жизни страны, на духовно-нравственное, культурное воспитание людей», — отдельное спасибо. Спасибо, дорогие, за теплые воспоминания детства, за незабываемую атмосферу комсомольских собраний, за аромат передовиц «Правды», за вызовы к директору школы на ковер для объяснения правил поведения пионера.
Кроме того, настоящий писатель должен знать основные направления русской и зарубежной литературы, особенности современного литературного процесса, основные этапы эволюции литературно-художественных стилей, историю России и мира, а также фольклор народов России и мира и художественно-выразительные средства языка. Возникает вопрос: зачем со всеми этими знаниями человеку трудиться писателем, если можно сразу в академики всех академий мира и в профессора лучших университетов Вселенной?
Еще Шаргунов и Ко уверены: чтобы считаться писателем, надо иметь высшее образование. Поэтому вычеркиваем из писателей Льва Толстого, Ивана Бунина, Венедикта Ерофеева, Владимира Маяковского, Максима Горького, Сергея Есенина, Корнея Чуковского и еще множество не прошедших шаргуновскую аттестацию — это ж сколько места освободится!
А теперь к главному.