
«Идеальный пригород» Левиттаун, штат Пенсильвания, 1952 г. Левиттаун был первым районом послевоенного массового жилищного строительства в США и установил стандарт планирования новых пригородов на десятилетия вперед. Распространение доступного жилья для среднего класса стало, по мнению шведского экономиста Даниэля Вальденстрёма, одним из факторов снижения имущественного неравенства.
Digital Library of America
За последние сто лет западные общества претерпели значительные изменения в распределении богатства, пишет известный шведский экономист Даниэль Вальденстрём в своей новой книге «Более богатые и более равные: новая история богатства Запада», недавно вышедшей (по-английски) в издательстве Polity.
Опровергая интуитивное представление о росте неравенства в современном мире, Вальденстрём представляет убедительные доказательства того, что сегодня мы не только богаче, но и более равноправны в экономическом плане, чем когда-либо прежде в истории.
Вот основные идеи книги в кратком пересказе:
С конца XIX наблюдается массовый рост среднего класса и его доли в общем богатстве общества. Вопреки распространенному мнению, неограниченный капитализм не привел к безграничному неравенству. Ключевым фактором прогресса стали политические и институциональные изменения, позволившие гражданам получить образование, работу, которая оплачивалась все лучше, и постепенно увеличить благостостояние через покупку недвижимости и пенсионные сбережения.
График 1: рост реального среднего богатства в шести западных странах — Франции, Германии, Испании, Швеции, Великобритании и США (в USD 2022 г.). Примечание: график учитывает рост потребительских цен, и, таким образом, отражает изменение покупательной способности.
Из книги ‘Richer and More Equal: A New History of Wealth in the West’, by Daniel Waldenström (Polity, 2024)
Традиционная теория эволюции богатства и неравенства, представленная, в частности, Тома Пикетти в его влиятельной книге «Капитал в XXI веке» (2014), описывает U-образную модель развития в течение последнего столетия. Согласно этой теории, к началу Первой мировой войны уровень богатства и неравенства достиг пика в результате «дикого» капитализма, низкого налогообложения и слабых демократических институтов. Затем, в течение XX века, военные разрушения и послевоенные прогрессивные налоги сократили благосостояние богатых и привели к большему равенству. Однако с 1980-х годов, утверждает теория, неолиберальная политика вновь повысила уровень экономического неравенства до исторических максимумов.
Маркс систему описывал правильно, но не верил, что капиталисты и правительство станут менять ситуацию. Однако очень быстро правительства поняли угрозу социального взрыва, а капиталисты - что без внутреннего спроса дальнейшее развитие невозможно. Защиту рабочих от эксплуатации вводил уже Наполеон III, а Бисмарк при разработке социального законодательства консультировался с Лассалем, одним из виднейших марксистов.
Кстати, эта тенденция привела к расколу между коммунистами и социалистами.
А в США рабочие заводов Форда были одной из крупнейших групп покупателей автомобилей, а Рузвельт Новый курс проводил не только по Кейнсу, но и по Марксу.
С тех пор все разумные правительства стараются поддерживать баланс между выгодой предпринимателей и сохранением уровня потребления покупателей.
Есть ещё огромный фактор снижения неравенства, которой обычно игнорируют любители прогрессивных налогов и "все отобрать у предпринимателей и раздать лентяям": современный технический прогресс (силами предпринимателей как раз) сделал огромное кол-во ценностей общедоступными. Какая разница, что кто-то в 1000 раз меня богаче "в деньгах", если у него такой же айфон, такой же доступ в Интернет, он летает на самолёте с такой же скоростью (пусть в креслах попухлее или по своему расписанию), у него почти такая же функционально машина (пусть стоящая в 50 раз дороже из-за шильдика), он получает медицинские услуги сопоставимого качества и т.п..
В развитых странах можно быть в 1000 раз богаче в фантиках, но начиная с уровня жизни среднего класса - практически невозможно быть кратно богаче в фактическим потреблении благ. И это, кажется, самый главный и огромный фактор, который игнорируется в расчетах.
"«Идеальный пригород» Левиттаун, штат Пенсильвания, 1952 г."
Не знал, что в США тогда было левостороннее движение.
Вроде и Википедия ничего об этом не пишет.
Это точно Штаты?
Фото правильное, из надёжного источника. Похоже, это просто припаркованные машины
Тогда они все припаркованы в соответствии с левосторонним движением. Может быть, фото отзеркалено?