
Facebook* Дональда Трампа (* – принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной на территории РФ)
Причины этого не являются специфически американскими, поскольку в мире существует множество других Трампов. Нельзя это объяснить и запоздалым уходом Джо Байдена, так как Дональд Трамп уже несколько месяцев назад завоевал поддержку половины американцев.
Так в чем же дело?
Как постигнуть тот факт, что США отдали подавляющее большинство голосов невероятному лжецу, мегаломану, вульгарному грубияну, который до того дошел, что под хохот толпы поклонников изображает фелляцию, схватив обеими руками микрофон? Как смириться с тем, что судьба Украины, ее народа и ее героев зависит теперь от человека, который так восхищается Путиным и ненавидит европейцев?
Ответ заключается в одном слове: страх.
Страх, охвативший все пять континентов с начала века, американцы ощущают острее, чем остальной мир, потому что они привыкли быть самыми богатыми, самыми сильными, самыми промышленно развитыми и лучше всех вооруженными. Защищенные двумя океанами от внешнего хаоса, они никогда не подвергались нападению на своей территории, но обнаружили свою незащищенность 11 сентября 2001 года, когда терроризм перенес войну прямо на Манхэттен.
«Почему нас ненавидят?» — задал вопрос один крупный американский журнал. В 2017 году, по принципу «око за око, зуб за зуб», Трамп приостановил выдачу виз гражданам многих мусульманских стран.
Затем появились убедительные доказательства глобального потепления, особенно напугавшие Соединенные Штаты, поскольку им пришлось признать, что их страна-континент находится под угрозой всевозможных стихийных бедствий, а экономика и образ жизни весьма уязвимы, учитывая зависимость от нефти. Именно в США глобальное потепление наиболее четко обозначило конец эпохи, но что же сказал Дональд Трамп своим согражданам? «Не волнуйтесь», — сказал он им, потому что все это выдумки, и я выведу нас из международных соглашений по климату.
Потом возник Китай — спящий гигант, пробуждение которого сотрясает мир. Китай деиндустриализирует весь мир, но бросает реальный вызов именно США, потому что вполне может отодвинуть их на второе место. И что же сказал Дональд Трамп американцам? «Не надо паники», — сказал он им, — мы возведем таможенные барьеры.
А еще есть иммиграция, масштабы которой повсюду вызывают отторжение. В США оно тем сильнее, что граница с «субконтинентом» — это не морской рубеж, а территориальный континуум. И что же сказал Дональд Трамп американским избирателям? «Мы закрываем двери», — сказал он им, построив стену и поклявшись провести массовые депортации.
А еще в последние годы возросло число войн, что повсеместно породило страх третьей мировой войны. Больше всего этого боятся американцы, потому что не хотят ввязываться в дальние конфликты. И что же им ответил Дональд Трамп? «Мы уходим под защиту своих границ», — сказал он, когда его сторонники в Палате представителей заблокировали на полгода помощь Украине.
Поскольку равновесие страха уже не обеспечивает международный порядок, поскольку климат разладился, а у традиционных политических сил нет убедительных ответов на вызовы нового века, сейчас нет народа, который бы не испытывал страха. Но более всех напуганы американцы, потому что им есть, что терять — больше чем всем остальным.
Поэтому нет ничего загадочного в том, что протекционизм возвращается, что ультраправые националисты повсюду на подъеме, что поиск «провидцев» превалирует над разумом и что большинство американцев проголосовали за трибуна, который пообещал им возвращение в «золотой век» — в то время, когда они были уверены в своей безопасности и всегда были самыми сильными (and forever the strongest ones?).