Представители израильской конной полиции в толпе демонстрантов, блокирующих дорогу, ведущую к Кнессету (парламенту Израиля). Иерусалим, Израиль, 24 июля 2023 года

Представители израильской конной полиции в толпе демонстрантов, блокирующих дорогу, ведущую к Кнессету (парламенту Израиля). Иерусалим, Израиль, 24 июля 2023 года

Eyal Warshavsky/Keystone Press Agency/Global Look Press

Приход к власти в Израиле в конце 2022 года нового правительства Беньямина Нетаньяху при участии представителей ультраправых и религиозных партий вызвало широкие дискуссии о том, каким путем пойдет страна, остающаяся пока единственной демократией на Ближнем Востоке. В январе 2023 года министр юстиции Левин озвучил идею судебной реформы, касающейся Верховного суда (БАГАЦ). Предполагалось изменить порядок его назначения (чтобы он был не компромиссом коллегии судей и правящей коалиции, а фактически полномочием последней), ограничить его право отменять законы и правительственные постановления (только большинство в 80%), даровав парламенту (Кнессету) возможность преодолевать отмену простым большинством.

Это породило не только обширную дискуссию, но и массовые протесты, поддержанные демократической оппозицией. Ситуацию усугубило то, что желание провести серьезную реформу инициировало правительство, опирающееся на минимальное большинство в парламенте (Кнессете) — 61 депутат из 120. Самого Нетаньяху, против которого заведены уголовные дела о коррупции, обвиняли в желании избежать ответственности за счет этой реформы и союза с ультраправыми в целом.

Сторонники реформы говорили, что приводят чрезвычайные полномочия Верховного суда к общей мировой практикой, которые мешают свободно править от имени большинства. Нередко в печати раздаются обвинения, будто судьи намеренно подыгрывают либералам и левым, ущемляя права их политических оппонентов справа — например, в 2017 году БАГАЦ отменил закон, гарантирующий массовое освобождение от воинской службы для религиозной ультраортодоксальной молодежи. В ответ противники судебной реформы указывали, что с 1997 года БАГАЦ отменил лишь 22 закона, причем примеры показывают ошибочность тезиса об идеологической пристрастности: например, суд отменял закон, в соответствии с которым бывшие поселенцы в секторе Газа получили бы относительно небольшую компенсацию. В большинстве случае БАГАЦ вмешивался в тех ситуациях, когда вообще речь шла о защите базовых прав тех или иных групп населения.

В конечном итоге массовые протесты сотрясали практически весь Израиль вплоть до 7 октября 2023 года, то есть кровавой атаки ХАМАС, спустя день поддержанной ливанской «Хезболлой». Нетаньяху заявил, что приостанавливает судебную реформу на время войны, которая затянулась до настоящего дня.

Несмотря на резкое снижение протестной активности, дискуссии о судьбе израильской демократии никуда не исчезли. Так, министр юстиции Левин отказался организовать по существующей процедуре назначение судей Верховного суда и его председателя, чьи полномочия подошли к концу в это время. Кроме того, в центре внимания оказался вопрос о призыве студентов религиозных учебных заведений (иешив) на воинскую службу, против чего выступают ультраправые партнеры Нетаньягу по коалиции. Летом 2024 года БАГАЦ принял решение, что все граждане все же равны перед законом, а потому армия имеет право осуществить такой призыв, в случае же уклонения иешивы, где уклонисты учатся, потеряют государственное финансирование. Тогда были разосланы 3000 повесток, однако к ноябрю на призывные пункты явились 900 человек. Это не остановило военное ведомство, которое в начале этого месяца разослало еще 7000 повесток (из примерно 60 тыс. потенциально подходящих под призыв).

Профессор Сьюзи Навот указывает, что судебная реформа поставит правящую коалицию выше закона, даровав ей принимать любые решения и даже менять Базовые законы, которые должны сформировать пока еще не созданную конституцию. Президент независимого аналитического центра «Институт израильской демократии» Йоханан Плеснер подчеркивает, что текущая война показала: Израиль в одиночку не может противостоять ни иранским прокси, ни тем более восстановить уничтоженный сектор Газы. Это требует союза с США и умеренными суннитскими странами, однако нелиберальный, беднеющий Израиль становится все менее привлекательным для них в качестве партнера, а потому дискуссии о судьбе демократии напрямую связаны с вопросами национальной безопасности.

Другие эксперты говорят о том, что Израиль находится на пороге конституционного кризиса. На эту тему мы поговорили с двумя израильскими юристами, докторами права — Амиром Фуксом и Надавом Даганом, старшими научными сотрудниками Центра демократических ценностей и институтов Института израильской демократии.

Какова природа кризиса демократии в Израиле? Является ли это исключительно расколом между светским обществом и традиционализмом, или существуют и другие разделения?

Д-р Амир Фукс: Прежде всего, это классический «популистский» кризис, вызванный попытками определенных сил взять под контроль все центры власти и ослабить институты, которые должны служить сдержками и противовесами. Хотя вопрос о взаимоотношениях религии и государства действительно играет роль, он не является ни единственным, ни основным фактором. Значительным двигателем кризиса выступает идеология, которая воспринимает демократию исключительно как власть большинства. Кроме того, национализм и отношение государства к меньшинствам также играют важную роль. Однако следует признать, что личностный аспект усилил раскол — в частности, уголовное дело против премьер-министра Нетаньяху. До начала расследования или предъявления обвинений премьер-министр был среди сторонников судебной системы, защищая её. Но после того как он оказался вовлечён в расследование по делу о взяточничестве, он начал атаковать эту систему, втягивая мейнстрим правых политиков в кампанию делегитимации судебной власти.

С юридической точки зрения, насколько серьёзны обвинения против Нетаньяху?