Полномасштабная война в Украине рано или поздно закончится, по крайней мере, все активнее ведутся разговоры о предстоящих мирных переговорах. Но как жить после окончания боевых действий, когда в регионы России вернутся сотни тысяч военных, повидавших фронтовые ужасы, многие из которых будут психологически неустойчивы? Как защититься от последствий войны? Опять же, не стоит ожидать смягчения внутренней политики Кремля в отношении оппозиционно настроенных людей и независимых СМИ — многие эксперты считают, что репрессии будут только масштабироваться. Об этом Republic поговорил с психологом, публицистом и педагогом Людмилой Петрановской.
«Если людей лишить возможности осмыслять переживания, это будет отравлять общество»
— Людмила Владимировна, что вы думаете о жизни в России после войны? С психологической точки зрения. Как жить тем, кто вернется с фронта, и тем, к кому участники «спецоперации» вернутся?
— Пока что говорить о чем-либо можно только гипотетически, потому что мы не понимаем, когда и как это закончится, соответственно, неизвестно, что будет с российским обществом. Но так или иначе, в какой-то момент горячие действия будут остановлены или приостановлены. В социуме есть «края», то есть люди, которые активно антивоенно настроены, и те, кто настроен провоенно. И те и другие наверняка будут недовольны условиями сделки [по Украине]. Есть какое-то число людей, которые на войне зарабатывают, им хотелось бы, чтобы все продолжалось (при условии, что лично они в безопасности).
Трудно правда сравнивать, но пандемию все начисто забыли.
Пандемия теперь вспоминается как каникулы
Психолог хорошо выглядит, поэтому в интервью вставлены три ее фотографии, уместнее бы поместить фотографии с украинского фронта. Если русское общество будет тихо мирно зализывать свои ушибы, украинцам это не понравится
У российского общества нет цели понравиться украинцам.
Может быть появится
Короче: есть война, нет войны - состояние общества примерно одно и то же. Пока это состояние не надоест большей части населения, ничего не изменится. Но раньше ухудшится экономическое состояние. Это и будет триггером перемен.