Минск, 26 января 2025 года. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко со своим шпицем Умкой прибыл на избирательный участок в Белорусском государственном университете физической культуры

Минск, 26 января 2025 года. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко со своим шпицем Умкой прибыл на избирательный участок в Белорусском государственном университете физической культуры

youtube.com

Александр Лукашенко начал политическую карьеру незадолго до распада СССР, в 1989 году. Его седьмая победа на президентских выборах в минувшее воскресенье вызывает в памяти эпоху застоя. Но белорусский историк и политический обозреватель радио «Свобода» Валерий Карбалевич видит принципиальную разницу между советской и постсоветской системой власти. Поговорили с Карбалевичем о том, чего и почему сегодня боится лукашенковский режим, кто его реально поддерживает, как на ситуацию в Беларуси может повлиять Трамп и что делать белорусской оппозиции, оказавшейся либо в тюрьме, либо в изгнании.

— Согласно предварительным официальным результатам, Лукашенко получил 86,82% голосов. На втором месте — вариант «против всех», который выбрали 3,6% голосовавших. Остальные четыре кандидата набрали чуть меньше 9% голосов. Конечно, в этих данных ничего удивительного, но есть ли здесь место какому-то анализу? Лично вы на что обратили внимание в связи с этими выборами?

— Понятно, что это нельзя назвать выборами в полном смысле слова. Это скорее политическая кампания под названием президентские выборы. Намедни на пресс-конференции Лукашенко пытался объяснить, что эти выборы должны были перевернуть страницу, страна должна была избавиться от синдрома 2020 года. То есть власть хотела доказать, что в 2020 году была какая-то аномалия, какое-то недоразумение, а теперь все стало на свои места, вернулось в норму, и Беларусь как бы возвращается к условному 2019 году. Но по тому, как власти провели эту кампанию, решить эту задачу, на мой взгляд, не получилось.