На мой взгляд, в том строе, который мы выбрали в декабре 1991-го года, признанием успеха бизнесмена является, прежде всего, высокая стоимость компании, которую он создал, причем в том случае, если эту стоимость можно превратить в реальные деньги, то есть капитализировать. Мы раньше смеялись над тем, что в США говорили: такой-то бизнесмен стоит столько-то миллионов долларов, но теперь сами живем в такой среде. Часто цена компании – лишь потенциал, средняя сумма ожиданий владельцев компании и рынка в целом, причем вовсе не обязательно есть возможность продать компанию целиком именно за эти деньги, однако стоимость бизнеса – это единственный и основной критерий успеха как компании, так и ее владельцев и менеджеров. Считаю, что успешный бизнесмен, прежде всего, должен заниматься созданием успешной с точки зрения рынка компании, и главной его целью, если речь идет о настоящем конкурентном бизнесе, всегда остается стоимость бизнеса, то есть деньги. А все остальное – от лукавого. Сейчас принято говорить о том, как важны для бизнесмена особые отношения с властью. Действительно, за счет умелого взаимодействия с государственными структурами и чиновниками можно получить множество нерыночных преимуществ. Но это, с одной стороны, не спортивно и не в духе честной конкуренции, а с другой – предполагает то, что бизнесмен будет чем-то обязан власти и должен быть ей лоялен. От лукавого и попытки повысить имидж за счет благотворительности. Ведь важна не абсолютная сумма, которую потратил человек, а относительная. Почему миллиардер, потративший на благотворительность миллион, заслуживает больше уважения, чем человек, отдавший последнюю тысячу? Бизнесменам нужно не столько думать об имидже, сколько заниматься делами своей компании и улучшать ее восприятие глобальным рынком – это, как правило, получает и адекватную оценку со стороны общества. Весь негатив, существующий в нашем общественном сознании по отношению к предпринимателям и вообще богатым людям, объясняется одной причиной – никто не верит, что российские бизнесмены, которые на слуху, в основной своей массе добилась успеха умом и трудолюбием. Сегодняшние «успешные» бизнесмены либо смогли воспользоваться богатым наследием СССР в ходе приватизации, либо нашли лазейки в законах и в правоприменительной системе. Обществу нужны примеры предпринимателей, которые сделали состояние и построили успешную компанию не на советском наследстве или сырьевых ресурсах страны, открытых и сделанных доступными предыдущими поколениями, но которые они, почему-то, рассматривают как свои собственные, а в других областях – в высоких технологиях, инновациях, на всем том, что основано на мозгах, а не недрах, причем не в рамках только нашей страны, а на глобальных рынках. Пока таких примеров немного, и хвастаться нам особо нечем. А те примеры, что уже есть, мало кем замечены, да и сами бизнесмены часто предпочитают оставаться в тени, хотя они реально добились гораздо большего, чем владельцы сырьевых компаний, но на слуху все равно абрамовичи и дерипаски. Истории таких успехов – важнейший фактор, работающий как на имидж бизнеса, так и страны в целом, улучшающий отношение российского и мирового общества к предпринимателям и к России. Когда у людей перед глазами будет множество примеров людей, которые смогли сами без нарушений закона и использования нечестных приемов построить успешную компанию, признанную в мире, вот тогда российских бизнесменов будут уважать. И в России, и за рубежом.