Показан полный запрет | Побочный эффект | Убийственные меры

ПОКАЗАН ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ

Депутат Государственной думы от партии «Справедливая Россия» Антон Беляков продолжает реализацию национального проекта «Здоровье» собственными силами. Для него обеспечение здоровья нации, прежде всего, означает борьбу с рекламой. Внесенные Беляковым проекты по полному ограничению рекламы пива на телевидении и радио пока находятся в стадии обсуждения профильными комитетами Госдумы. Но уже в осеннюю сессию он

надеется

 
Прямая речь

«Реклама безрецептурных лекарственных препаратов должна быть ограничена специализированными СМИ»

Депутат фракции «Справедливая Россия» Антон Беляков
о законопроекте, ограничивающем рекламу безрецептурных препаратов:
Я считаю, что реклама безрецептурных лекарственных препаратов должна быть ограничена во всех неспециализированных СМИ, в том числе в зарегистрированных как СМИ интернет-изданиях.
Я суеверный, поэтому не буду строить предположений относительно того, как законопроект будет принят в Госдуме и профильных комитетах, но хочу сказать, что у меня серьезные попутчики, поэтому лоббисты экономических интересов фармацевтических компаний натолкнутся на серьезное противостояние с нашей стороны. Я достаточно много времени потратил на работу над этим законопроектом – если вы посмотрите, в последний год очень много выступал на эту тему и специально выступления Путина не ждал, чтобы его внести. Просто иногда совпадает, что мои инициативы корреллируют с инициативами Кремля.
Реакция профильных комитетов может появиться довольно быстро, а может и задержаться – мы не ждем молниеносной реакции, этот рынок развивался динамично и в условиях недостаточного законодательного регулирования, поэтому перелом в понимании ситуации произойдет не за один день. Тем не менее, в Госдуме были случаи, когда у нас законопроекты за один день в трех чтениях принимались, поэтому я смею надеяться, что мой будет рассмотрен в осеннюю сессию. Более того, мы не собирается ограничиваться только этими инициативами – на следующей неделе выступим с еще одной в этой области.
У меня претензии к фармкомпаниям, которые пытаются навязывать свою продукцию через рекламу, – я регулярно слышу от моих коллег-хирургов истории, когда в отделение поступает пациент, который вместо того, чтобы с болью в животе обратиться к врачу, начинает заниматься самолечением. «От хвори в животе» пьет «Смекту», которая «поможет всей семье», а на следующий день, «когда боль становится невыносимой», наносит «двойной удар» «Солпадеином». Еще сутки мучается, а потом поступает в хирургическое отделение с перитонитом, который приводит к летальному исходу. Сегодня вообще от побочного действия лекарств, принимаемых бесконтрольно, в России умирает в 10 раз больше больных, чем от ошибок хирургов: 3 – 5% больных, поступающих в стационары.
Как я уже говорил, этот рынок недостаточно законодательно регулируется. Когда 74% населения занимаются самолечением – это в том числе и прямое следствие влияния рекламы. Люди не должны себе сами назначать антибиотики, не должны сами себе ставить диагноз – машину-то сам не починишь, а тут – организм, который устроен посложнее автомобиля. Когда я захожу в аптеку и вижу, как женщина обращается с вопросом к недорослю, который даже провизором не является, какое лекарство поможет от боли в животе ее трехлетнему ребенку, а в ответ он рекомендует какое-нибудь средство, о котором сам, скорее всего, узнал из рекламы, мне хочется взять его за грудки и набить морду, потому что ее ребенка, может быть, не в аптеку надо вести, а к хирургу, и немедленно отправлять на операционный стол. Любой из моих коллег, который, как и ваш покорный слуга, шесть лет учился в мединституте, потом еще два года в ординатуре и имел многолетнюю практику, будет со мной солидарен. Из этой профессии не уходят – в последний раз я оказывал медпомощь две недели назад на трассе.
Мои законопроекты по части ограничения продаж и рекламы пива тоже потихоньку продвигаются – сейчас идет консультация по комитетам, и есть очень много сторонников, в том числе и в крупнейшей парламентской фракции, поэтому, я надеюсь, у этих документов есть будущее.
 

провести в первом, а то и во втором и в третьем чтении свой новый проект – по ограничению рекламы лекарственных средств. Автор законопроекта предлагает полностью запретить рекламу безрецептурных лекарственных средств (продвижение рецептурных лекарственных средств в СМИ уже ограничено) на телевидении и радио, а также во всех печатных СМИ, не являющихся специализированными медицинскими изданиями. Цель–оградить граждан от соблазна заниматься самолечением. Соответствующие поправки Беляков предлагает внести в статью 24 закона «О рекламе». В случае, если документ будет принят Государственной Думой, реклама лекарств, медицинской техники, изделий медицинского назначения будет разрешена только в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Изменения не коснутся только рекламы медицинских услуг. В настоящий момент законодательные ограничения рекламы фармацевтических препаратов в России соответствуют принятым в Европе и США. Но, считает Беляков, население РФ гораздо более восприимчиво к рекламе фармпрепаратов и гораздо в большей степени склонно к самолечению, чем жители Запада. Он приводит данные опроса Nielsen: чаще всего россияне в случае болезни просто покупают лекарства в аптеке (48%) либо могут воспользоваться ранее купленным лекарством из домашней аптечки (45%), 36% ответили, что лечатся народными средствами, и лишь 17% сообщили, что со своей проблемой обязательно отправляются к врачу. При этом Беляков не считает нужным закрывать телепередачу «Малахов+» или популярный журнал «Вестник ЗОЖ». Все болезни от рекламы – уверен депутат (в прошлом врач-педиатр): «Человек пытается заглушить головную боль таблеткой, которая, судя по рекламе, «сильнее боли», а потом узнает, что у него опухоль головного мозга».

ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ

Объем рынка рекламы лекарственных препаратов и пищевых добавок составил в 2008 году около $540 млн, по данным Aegis Media/OKS. Это одна из крупнейших рекламных категорий, активно развивающихся– и в кризис – например, в прессе бюджеты рекламодателей категории «Медицина, лекарства, БАДы» выросли в августе по отношению к прошлому году на 4% (данные АЦВИ). В фармацевтических компаниях и агентствах, занимающихся продвижением лекарственных средств отказываются видеть связь между склонностью населения к самолечению и рекламой безрецептурных средств. Идеи Белякова кажутся рекламистам популистскими. «20 – 30 лет назад объемы рекламы лекарственных средств были несравнимо меньше, при этом предпочтения к самолечению были и тогда, причем приблизительно на том же уровне»,

отмечает

 
Прямая речь

«Нужно сокращать крайне широкий список безрецептурных препаратов, а не их рекламу»

Заместитель генерального директора по развитию компании «Нижфарм» Иван Глушков
о новом законопроекте:
Регулирование рекламы лекарственных препаратов в том или ином виде присутствует в большинстве стран мира. Однако введение запрета на рекламу препаратов в «неспециализированных» СМИ – это только один из элементов такого регулирования. Сам по себе такой запрет приведет только к перенаправлению расходов на рекламу на специализированные СМИ и интернет и соответствующему росту цен на такую рекламу.
Неверно считать, что причиной распространенности самолечения стала реклама. Двадцать – тридцать лет назад объемы рекламы лекарственных средств (и не только их) были несравнимо меньше, при этом предпочтения к самолечению были и тогда, причем приблизительно на том же уровне.
Самолечение значительно больше стимулируется крайне широким списком безрецептурных препаратов. И сократить его можно, последовательно уменьшая перечень лекарств, отпускаемых без рецепта.
 

заместитель гендиректора по развитию компании «Нижфарм» Иван Глушков. «Риск отравиться витаминами или средством от насморка – это не угроза для общества, –

уверена

 
Прямая речь

«Запрет только подстегнет волну самолечения»

Генеральный директор группы компаний MedInform, кандидат медицинских наук Елена Стрелецкая
об ограничении рекламы безрецептурных препаратов:
Я не думаю, что озвученный господином Беляковым процент смертей обусловлен приемом безрецептурных препаратов. Смерть пациента может с большей вероятностью вызвать неправильный прием рецептурных препаратов, а их реклама в общественных СМИ законодательно запрещена.
Поэтому я считаю, что смертность россиян, вызванная самолечением, и реклама лекарственных средств, отпускаемых без рецепта, – вещи не взаимосвязанные. Любая подобная реклама проходит значительное количество обязательных согласований, в том числе юридических, – рекламное сообщение не должно противоречить инструкции лекарственного препарата, в ней не должно быть и слова, которое может быть двояко истолковано. Каналы, которые размещают рекламу, сами серьезно проверяют рекламные сообщения, потому что спорная ситуация может привлечь внимание ФАС, а это грозит большими штрафами. Так что все рекламные сообщения лекарственных средств, выходящие в СМИ, гарантированно проверенные.
Думаю, что запрет – если он будет принят – только подстегнет волну самолечений, потому что если информацию о препаратах будут искать за пределами официальных источников, не факт, что она будет правильно представлена и истолкована, и процент негативных последствий от самолечения только увеличится. Информация нужна, хотя ее, конечно, нужно контролировать. Если мы хотим ориентироваться на Запад – там таких категоричных ограничений нет.
Риск отравиться витаминами или средством от насморка – это не угроза для общества. Таблетки от головной боли не смогут серьезно замаскировать опухоль мозга, при этом врач не будет возражать против приема облегчающих боль препаратов, хотя, к, сожалению, в этом состоянии облегчить боли пациенту смогут только серьезные рецептурные средства.
Я считаю, что это, скорее, популистское решение. Мы опять не с теми боремся – нужно бороться с непрофессионализмом в медицине, а не с рекламой лекарственных препаратов.
Что касается выплат врачам за продвижение лекарств, – то, безусловно, это неэтично и неправильно. Но цивилизованные западные компании, как правило, этим не занимаются. Максимум, какой может быть маркетинговая активность этих компаний, направленная на работников здравоохранения, – это организация научных конференций, на которые приглашаются, в том числе, и зарубежные специалисты, где коллеги имеют возможность поделиться своим опытом и узнать о новшествах в медицине и фармацевтике. В подобного рода мероприятиях элемента подкупа нет, они лишь повышают образовательный уровень врачей и фармацевтов.
Премьер говорил об организации мероприятий, не имеющих своей целью образование врачей, о так называемых «псевдосимпозиумах» и «курортах». Конечно, я не первый раз об этом слышу, но, повторяю, они не являются практикой для серьезных фармацевтических компаний.
 

Елена Стрелецкая, кандидат медицинских наук, генеральный директор коммуникационной группы MedInform. – Таблетки от головной боли не смогут серьезно замаскировать опухоль мозга». По мнению Стрелецкой, запрет на рекламу в СМИ – контролирующих наличие необходимых лицензий и точность формулировок – вызовет обратный эффект: самолечения будет только больше. На потребление пива ограничение пивной рекламы в 2005 году, кстати, оказало как раз такой эффект: при снижении продаж водки и вина потребление пива увеличилось с 62,3 литра на душу населения в 2005-м до 70,4 литра в 2006-м. В своем докладе «Обоснование запрета рекламы лекарственных средств» Антон Беляков приводит еще один аргумент в пользу ужесточения рекламы безрецептурных препаратов: «Приемлемый для стран ЕС запрет на рекламу рецептурных препаратов для РФ недостаточен, так как большая часть рецептурных препаратов просто «перетекает» в безрецептурные в силу отсутствия жестких критериев в законодательстве, и доля препаратов, продаваемых по рецепту, все время уменьшается». Однако, как

говорят

 
Прямая речь

«Доля безрецептурных препаратов из года в год не увеличивается»

Директор центра маркетинговых исследований компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов
об объеме рынка лекарственных препаратов:
Розничный коммерческий фармацевтический рынок, то есть продажи только через аптечные сети, в 2008 году оценивался в $10,5 млрд, из них ровно половина, то есть $5 млрд, приходилась на безрецептурные препараты.
В абсолютном выражении продажи и безрецептурных, и рецептурных препаратов растут, но в долевом соотношении эти группы не меняются на протяжении уже 10 лет.
 

в компании «Фармэксперт», долевое соотношение объемов продаж безрецептурных и рецептурных препаратов не меняется на протяжении уже 10 лет.

УБИЙСТВЕННЫЕ МЕРЫ

Инициатива депутата Белякова, как обычно, на удивление точно совпала с выступлением первых лиц государства, на этот раз – премьер-министра Владимира Путина, также высказавшегося недавно по поводу фармацевтической рекламы. Правда, речь шла о рецептурных препаратах, производители которых продвигают свою продукцию среди врачей. 9 октября на совещании в Зеленограде Путин выступил против практики фармацевтических компаний, которые «доплачивают специалистам за то, что они выписывают пациентам производимые этими компаниями препараты». При этом ни премьер-министр, ни депутат «Справедливой России» не упоминают о шагах, которые действительно могли бы решить поднимаемые ими проблемы, – о борьбе с бедностью врачей и медицинской неграмотностью населения, или о сокращении слишком широкого – даже по мнению самих фармпроизводителей – списка безрецептурно отпускаемых лекарств. Впрочем, эти меры, вполне возможно, не вызовут такого широкого резонанса, как борьба с «врачами-взяточниками» и «фармацевтами-убийцами».