В Москве сотрудники Департамента экономической безопасности МВД задержали помощника депутата Госдумы Виктора Сохацкого. Задержали за взятку в $70 000. За «скромную» плату Сохацкий обещал организовать депутатский запрос в правоохранительные органы с требованием прекратить проверку финансово-хозяйственной деятельности одного из московских развлекательных клубов. На первый взгляд, все просто. Но этот инцидент касается не только помощников депутатов. Это проблема всего российского чиновничьего аппарата в целом. Разницы между помощником мэра, губернатора, министра и депутата нет. Цены разнятся, а смысл один и тот же. И этот случай говорит о том, что проблема гораздо шире, чем кажется. Про публичных должностных лиц общество худо-бедно, но что-то знает. Они находятся в поле зрения нашего ограниченного контроля. А аппарат их «помощников» остается за кулисами, но полномочий, «корочек» и возможностей у них очень много. С отчетностью у них – кот наплакал. О формах, которые регламентируют их деятельность, мне неизвестно. Отбор таких людей непрозрачен, прием на работу происходит в рамках неформальных отношений. Откуда «кадры» берутся – большая человеческая загадка. Мы видим, например конкурсы на замещение должности заместителя председателя Арбитражного суда России, а конкурсы для тех, кто «пониже», остаются в тени ведомств и министерств. Открытость существует только для высших позиций, а для огромного муравейника под названием «государственный аппарат» ее нет. В рамках даже не столько борьбы с коррупцией, а для нормализации нашей государственной службы, давно пора навести порядок с тем, что называется «аппарат», – помощники, советники, секретари и так далее. Эти люди под маской подчиненного могут выполнять функции по лоббированию интересов предпринимателей. Они также могут реализовать всевозможные схемы личного обогащения, используя имя своего руководителя. Иногда они делают это честно, но за деньги. А бывает, и нечестно, хотя деньги берут с охотой. В России «корочки» и «ксивы» до сих пор работают универсальной палочкой-открывалочкой. Кроме того, сейчас активно обсуждается тема рекомендаций «Группы стран против коррупции» (ГРЕКО). Они в конце 2008 года предложили России 26 рекомендации, половина из которых не выполнена. Интересный момент: еще не решенная проблема подарков для чиновников и их аппарата. Нас пытаются напугать криками о том, что 1 сентября учителя останутся без букетов. Но речь идет о чиновниках, а не о работниках бюджетной сферы. С какой радости возле каких-либо ведомств накануне Нового года носятся сотни людей с блестящими подарочными пакетами? Что они там делают? А 8 марта, 23 февраля? Подарки не являются доходом и всплывают только потом, если чиновник вовремя не перепишет его на племянника. Инициатива ГРЕКО – запретить подарки полностью. В странах, где коррупция не так цветет, как в России, такой запрет, может быть, и не нужен. Но мы живем в условиях системной коррупции, и полный запрет на подарки нам необходим. К сожалению, такое табу идет вразрез с пожеланиями многих чиновников.