Вчера президент США Барак Обама подписал закон о финансовом регулировании, который, как он утверждает, необходим для предотвращения подобных кризисов в дальнейшем. Новые ограничения для бизнеса вновь подняли разговоры о «левизне» Обамы и ущемлении свободы рынка. И все же «левый» Обама по-прежнему правее «правого» Саркози. К счастью, реформа Уолл-стрит не сделала финансовый сектор слишком зарегулированным. Зато повысила прозрачность и ответственность финансовых институтов. Эти меры были давно ожидаемы, поэтому рынок воспринял их адекватно, и я не думаю, что следует ожидать замедления экономического роста в США. Нововведения действительно могут помочь рынку, но действительно ли они дают иммунитет от подобного кризиса в дальнейшем?
Едва ли. Игроки вскоре приспособятся к новым условиям и изобретут новые финансовые инструменты, появятся просто другие деривативы. И не надо забывать, что пузыри могут возникать не только из-за деривативов, но и на обычном рынке недвижимости или рынке акций.
Те меры, которые были приняты сегодня, – не панацея от будущих кризисов, и надо об этом говорить открыто и не обещать невыполнимых вещей. И вряд ли можно сегодня что-то придумать, что могло бы дать нам гарантию от будущих финансовых потрясений. Максимум, что можно сегодня еще сделать, – это повысить финансовую грамотность населения, что также обозначено в обамовских реформах: для этих целей создается специальное агентство. Кроме того, политики должны выполнять взятые на себя обещания по борьбе с офшорами. При всех попытках увеличить прозрачность в этой сфере, больших успехов пока нет. Похоже, что пока лобби тех людей, которые выигрывают от существования этих офшоров, слишком велико.
Нельзя недооценивать значение финансового сектора США: он имеет огромное влияние на глобальную экономику в целом. Но совершенствование регулирования на американском рынке не решает автоматически проблемы в других регионах, где есть своя специфика. Скажем, в Европе сейчас не до того: ЕС решает проблему бюджетных обязательств и пытается вернуть экономики стран Евросоюза под стандарты, требуемые по условиям Маастрихтского договора.
Что же касается России, то мы, конечно, многое могли бы позаимствовать у США, но для начала нам надо решить свою главную проблему: наши крупнейшие банки принадлежат государству и страдают от дефицита прозрачности. Прежде чем задумываться о реформах в стиле Обамы, нам необходимо провести приватизацию госбанков, повысить качество и прозрачность корпоративного управления.