Вероятно, человеческий мозг – самый эффективный инструмент на Земле. Особенно если это хорошо подготовленный, натренированный мозг. Но мы используем его не слишком эффективно. В частности, потому что у этих «устройств» есть одна проблема – они очень плохо между собой связаны. Я уверен, что если натренировать и связать эти мозги, то мы в результате получим эдакий «мегамозг», который, в буквальном смысле, может сдвигать горы. Если оглянуться, то именно взаимодействие между людьми, объединение их мыслительных и творческих способностей являлось драйвером изменения общества. Первым таким стимулом стало возникновение речи, затем – появление веры, сначала в языческих богов, а затем в единого бога. Века спустя роль связующего звена стали играть технологии, первой из которых стало книгопечатание. До того как Гутенберг изобрел свой печатный станок, книги, и в том числе Библия, были уделом немногих. И лишь потом книги смогли себе позволить более широкие слои населения, что, в свою очередь, повлияло на развитие науки и образования. Позднее сходную роль сыграли другие изобретения: газеты, телеграф, телефон, телевизор, интернет и, конечно, социальные сети. Хотя последним, на мой взгляд, еще предстоит сыграть свою роль как с точки зрения создания новых инструментов для взаимодействия людей, так и новых бизнес-моделей самих социальных сервисов. Пока единственный эффективный способ заработка, который реально работает в социальных сетях, – это продажа рекламы. Социальные сети используют громадную мощь, заложенную в частной информации о многих миллионах своих пользователей. Это своеобразный закон превращения социальной энергии. Только тут рекламодатели трансформируют в энергию личные данные пользователей: они явно или неявно нарушают право на частную жизнь, узнают про вас много информации и монетизируют эти данные через рекламу. На сегодняшний день это основная бизнес-модель. Но представим на секунду, что использовать личные данные пользователей больше нельзя. А такая возможность, чисто теоретически, существует, и я об этом писал в одном из недавних постов. Запрещено снимать данные о том, кто вы такой, на каких сайтах бываете, где регистрируетесь и т.п. Соответственно, реклама как бизнес-модель становится менее эффективной, и нужно искать новые способы для монетизации. Одна из таких вероятных моделей – совершенствование существующих и создание новых инструментов для коллективного общения. Не общения один на один, а именно общения внутри какой-то группы. Сегодня это направление развито крайне слабо. К примеру, неудобно писать сообщения, нельзя использовать голос или организовать видеочат. Я думаю, что именно в этом направлении соцсети и будут эволюционировать в ближайшее время. Совсем недавно основатель FacebookМарк Цукерберг объявил о реализации возможности видеочата в сети посредством Skype как будто в подтверждение им ранее высказанного предположения: он уверен, что конкурентам достаточно быть совсем немного лучше, и Facebook начнет терять свою рыночную долю. Я считаю, что именно в улучшении коммуникации внутри групп пользователей заложен большой потенциал для новых проектов. В такой ситуации одна из возможных бизнес-моделей, которая могла бы существовать, – взимание денег за общение, за продвинутые коммуникации. Какой-то базовый функционал бесплатен, а дополнительные возможности, плюс неограниченное общение – за деньги. Однако самой перспективной бизнес-моделью, на мой взгляд, является создание на основе социальных сетей платформы для коллективных активностей. Когда люди не просто общаются через социальные сети, в том числе в вертикально-ориентированные и каким-либо образом сегментированные типа LinkedIn, Flickr, а участвуют в активности на какую-то специфическую тему. Конечно, в социальных сетях уже есть проекты, позволяющие совместно что-то делать – Igram, Groupon и подобные сервисы по коллективным покупкам, торговле и т. д. Но в любом случае, потенциал этого направления не исчерпан даже на несколько процентов. К примеру, образование. Для меня дико, что процесс образования происходит так же, как сто лет назад: приходится ходить в школу или институт и слушать уроки или лекции, хотя то же самое можно организовать на базе социальных сетей, притом, куда более эффективно. Групповая креативная активность – это очень эффективная, но, вместе с тем, очень сложная вещь. Вот, к примеру, надо разработать ракету, чтобы полететь на Марс. Нужно много людей со специфическими навыками, чтобы это сделать – их необходимо специально набирать, они должны съехаться в одно место. А это весьма затратный с точки зрения времени и финансов процесс. На мой взгляд, изменение произойдет тогда, когда такую группу для работы над сложным проектом (необязательно технологическим) можно будет создать из людей, разобщенных географически. Создать при помощи социальных сетей эдакий компьютер, состоящий из тысячи соединенных между собой мозгов, думающих на одну тему. Бизнес-моделей использования соцсетей может быть очень много. Но особенно перспективные будут рождены из деловой активности пользователей в соцсетях, когда люди вместе делают что-то осмысленное и важное, а не просто болтают. Мне кажется, рождение таких моделей не за горами.