«АвтоВАЗ», наконец, смог выполнить главное условие получения правительственной помощи в 38 млрд руб. 28 млрд руб. уже давно находятся на счетах «Ростехнологий», еще 10 млрд руб. зарезервировано в бюджете (все это – плюс к тем 37 млрд руб., которых спасение завода стоило бюджету с начала кризиса). Но эту очередную порцию спасительного финансирования отдавать заводу запретил лично премьер-министр Владимир Путин: по его указанию, деньги могут быть перечислены только после того, как чиновникам покажут план развития «АвтоВАЗа», и они этот план одобрят. Первая попытка тольяттинцев взять эту высоту оказалась крайне неудачной. Полтора десятка страниц «презентации» просто возмутили чиновников. Замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев, например, написал в своем отзыве (есть в распоряжении Slon.ru), что «перспективная инвестиционная программа [«АвтоВАЗа»] представляет собой информационно-презентационные материалы, носит ненормативный характер, а так же не обладает основными ключевыми позициями программы», например, в ней нет главных экономических показателей или планов стратегического партнерства с Renault. После этого в помощь менеджерам ВАЗа и «Ростехнологий» отрядили опытных консультантов из Boston Consulting Group (BCG), которые перед тем написали по заказу Минпромторга стратегию развития автопрома России. «Эта организация [BCG] понятна Минпромторгу», – обиженно объяснял президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров

 
Прямая речь

«Бизнес-план нам разрабатывают в BCG»

Президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров

о проблемах «АвтоВАЗа» и о планах на 2010 год:
Я хотел бы сказать, что кризис сыграл особую роль в России. В прошлом году отечественный автомобильный рынок показал сильное падение продаж. При этом самый серьезный вызов был поставлен перед российскими производителями. На данный момент отечественный автопром находится не в лучшем состоянии, и в первую очередь – «АвтоВАЗ». Проблемы связаны с тем, что к началу кризиса многие проекты завода не были завершены.
Сейчас фокус должен переноситься на сокращение издержек. Но любой кризис кроме проблем дает возможность для нового роста. Мы должны понимать, что после выхода из кризиса мы встретимся с другим рынком. В автопроме идет процесс глобализации. Будущее автопрома в увеличении объемов производства. Этот путь возможен через создание альянсов с крупнейшими автопроизводителями. В рамках альянса мы готовы будем в перспективе обеспечить заказы поставщикам компонентов на уровне 500 000 машин в год. То есть без «АвтоВАЗа» говорить о будущем автомобильной промышленности невозможно. Надеюсь, именно на базе этого производства будут складываться серьезные компонентные альянсы с крупными иностранными компаниями.
В том, что касается наших планов. К концу года мы хотим выйти на положительную EBITDA – 4,5 миллиарда рублей. С учетом операционной прибыли выйти в ноль. Компания планирует продать на внутреннем рынке 400 000 машин, а 50 000 отправить на экспорт. 12 млрд руб., которые мы получили в декабре прошлого года, полностью ушли на расчеты с поставщиками компонентов. Это позволило им закрыть год. У нас была задача, чтобы они не встали, заплатили все налоги, заработные платы. Эту задачу мы выполнили. Весь этот год будем расплачиваться с поставщиками. Текущий долг перед поставщиками составляет около 5 млрд руб. Но просроченного существенного долга перед ними нет.
Да, у них есть проблемы. Многим из них надо пройти через те же процессы, что и «АвтоВАЗу»: пойти на реструктуризацию, сокращение издержек. Меня несколько удивляет то, что я слышу о том, что эти же люди хотят управлять и нашим бизнесом. В то время, как они даже c собственным бизнесом управиться не могут, не могут справиться со своими собственными долгами. Нас ждет процесс формирования новой панели поставщиков с учетом мнений специалистов Renault-Nissan. И если они будут давать конкурентные цены, я думаю, что мы будем пользоваться их услугами. Думаю, это одно из преимуществ альянса. Мы будем сравнивать цены.
Бриф-анализ, который был произведен в части поставщиков (из 800 оценили 40) показал, что из этих поставщиков менее 20% удовлетворяют требованиям по будущему модельному ряду. Это не только иностранные компании. Но остальным придется произвести серьезные изменения, реструктуризировать свой долг, привлечь инвестора. Но в данном состоянии, на данном техническом уровне трудно себе представить, что они обеспечат качество, которое от них требуется. Убыток, полученный по итогам года, будет несколько больше, чем за три квартала (19,7 млрд руб. – примечание Slon.Ru). Мы еще не подсчитали точной цифры. Но программа по сокращению издержек в конце года заработала, и за счет этого удалось снизить темпы прироста убыточности. Кассового разрыва у нас нет. Есть деньги для того, чтобы в ближайшее время платить по нашим обязательствам. В марте должно определиться, какие активы будут выводиться за рамки «АвтоВАЗа». Тогда же будут определены контуры программы реструктуризации.
Уже сегодня с помощью выведения за рамки «АвтоВАЗа» удалось сократить численность работников на 24 000. До конца квартала численность сотрудников на предприятии будет уменьшена на 30 000 до 72 000. Сейчас «Ростехнологиям» выделено 28 млрд. Их, а затем еще 10 млрд, «АвтоВАЗ» получит так же, как и [обещанные напрямую заводу] 10 млрд, в том случае, если будут выполнены два условия. Первое – должна быть достигнута договоренность с банками по реструктуризации долга. Второе – утверждение инвестпрограммы «АвтоВАЗа». Сюда входят инвестиционный план, доли инвесторов, модельный ряд. Если выполним два этих условия, деньги будут получены.
Бизнес-план будет к середине марта. Его для нас разрабатывают в BCG. Говорят, что раньше они в такие сроки такие документы не делали. Это те же люди, которые делали для Минпромторга стратегию развития автопрома. Решили работать с ними, потому что это удобно. Для Минпромторга эта организация понятна. План должны будут одобрить совет директоров и правительство. В соответствии с договором о реструктуризации банки получают свои деньги и после этого финансируют нашу инвестиционную программу. Мы надеемся, что параллельно с заключением договоров о реструктуризации долга мы обсудим возможности инвестиций в новые проекты «АвтоВАЗа».
 

такой выбор. BCG и создала новый план развития завода до 2020 года (см. документ). Кроме того, ВАЗу сменили правительственного куратора. Вместо не вполне лояльного заводу первого вице-премьера Игоря Шувалова главным спасателем «АвтоВАЗа» теперь будет вице-премьер Игорь Сечин, которому особенно близки проблемы

 
Прямая речь

«Сечин всегда внимательно следил за ситуацией с «АвтоВАЗом»»

Источник в аппарате правительства
о плане спасения «АвтоВАЗа» и кураторе плана Игоре Сечине:
Игорь Иванович [Cечин] всегда внимательно следил за ситуацией с «АвтоВАЗом» просто потому, что «Ростехнологии» находятся, в том числе, и в сфере его ведения. Изначально ведь помощь заводу рассматривалась как антикризисная, собственно, поэтому с предприятием активно работал ответственный за борьбу с кризисом – Игорь Иванович Шувалов. Сейчас акцент в господдержке завода, насколько я понимаю, сместился в сторону увеличения роли «Ростехнологий» в происходящем, поэтому Сечин пока принял кураторство на себя. Если помните, по итогам визита Путина в Париж механизм выдачи денег «Ростехнологиям» озвучивал как раз он, [Сечин], поэтому в том, что он [теперь] ведет эту тему, нет ничего удивительного.
Сам план [развития «АвтоВАЗа»]пока в правительстве подробно не обсуждался, но, думаю, что решение можно считать фактически принятым. Конечно, еще предстоят все согласительные процедуры на уровне министерств и официальное представление премьер-министру [плана развития «АвтоВАЗа»]. Но я не слышал, чтобы обсуждался вариант вернуть эти деньги назад в бюджет.
 

главного акционера «АвтоВАЗа» – «Ростехнологий». После этого утверждение новой помощи автозаводу пошло как по маслу. В прошлый четверг, как стало известно Slon.ru, чиновники Минпромторга, Минэкономразвития и Минфина решили, что план можно одобрить в целом, и после небольшой доработки на поддержку завода можно будет вновь тратить бюджетные деньги (всего на это из бюджета будет выделено в общей сложности 75 млрд руб., см. инфографику). Замминистра промышленности и торговли Дементьев рассказал Slon.ru.

 
Прямая речь

" 28 млрд руб. бюджетных средств «АвтоВАЗ» получит в ближайшее время»

Замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев
о плане развития «АвтоВАЗа» до 2020 г.:
В целом, план развития «АвтоВАЗа» на межведомственном уровне одобрен, какие-то детали мы будем дорабатывать в рабочем порядке. Но если говорить в общем, серьезных замечаний к документу у нас нет. Напомню, что согласование плана – главное условие предоставления заводу средств, которые сейчас находятся на счетах госкорпорации «Ростехнологии». И уже сейчас можно сказать, что эти деньги – 28 млрд руб. – завод получит в ближайшее время. Второе условие получения этих средств: подписание соглашения с банками о реструктуризации существующего долга предприятия, также практически выполнено; насколько мне известно, кредиторы и «АвтоВАЗ» близки к подписанию. Поэтому уже сейчас можно сказать, что проблем с получением беспроцентной ссуды от «Ростехнологий» за счет средств федерального бюджета у завода не возникнет.
 

, что 28 млрд руб. будут перечислены заводу уже в ближайшее время. «План нелегкий, но непротиворечивый», – так характеризует документ Дементьев. Но чтобы получить деньги, «АвтоВАЗу» нужно выполнить еще одно условие – реструктурировать долг на 38 млрд руб. Источник на заводе уверяет, что переговоры с кредиторами находятся на последнем этапе

 
Прямая речь

«Из общей суммы 184 млрд руб 127 млрд руб должны составить собственные средства завода. Правда, пока этих денег у нас нет»

Источник на «АвтоВАЗе»
о деталях бизнес-плана «АвтоВАЗа»:
Небольшие расхождения в цифрах со «Стратегией развития автопрома-2020» связаны с тем, что стратегия учитывала только инвестиции, необходимые в развитие модельного ряда, но не принимала во внимание тех трат, которые необходимы для модернизации существующего производства и запуска новых линий. Кроме того, в общей концепции не были учтены затраты на разработку новых моделей – на НИОКР. В бизнес-плане «АвтоВАЗа» учтены все траты, которые запланированы на предприятии.
Из общей суммы 184 млрд руб 127 млрд руб должны составить собственные средства завода. Пока этих денег у нас нет, и в ближайшее время их не будет, но в перспективе, мы надеемся, что они у нас появятся. 14 млрд руб. намерен вложить в производство альянс Renault-Nissan, еще 43 млрд руб планируется привлечь в виде займов. По сути, это будут займы у государства, в том или ином виде. Ведь кредиты у госбанков – тоже, по сути, кредит государства.
Реструктуризация долгов, порядка 38 млрд рублей, договор с кредиторами сейчас находится на завершающем этапе.
 

. Источник в Минэкономразвития подтверждает, что условия получения финансирования, которые были выдвинуты его ведомством

 
Прямая речь

Решение спасать «АвтоВАЗ» было принято на самом высшем уровне, и наша задача — сделать так, чтобы воплощение этого решения в жизнь было максимально эффективным»

Источник в Минэкономразвития
о плане развития «АвтоВАЗа»:
Наличие внятного плана развития [«АвтоВАЗа»] было нашим главным условием еще осенью – при согласовании вариантов государственной помощи «АвтоВАЗу». Был выдвинут ряд условий, и, прежде всего мы хотели увидеть долгосрочную программу не на три года, а, что называется на перспективу. Плюс активное участие Renault в развитии завода, – об этом много говорили и мы его увидели. Конечно, некоторые детали нужно, что называется, отточить, но в целом программа будет одобрена – это понятно. И честно скажу, было понятно заранее.
Можно говорить о реальности планов или об их нереальности, но они есть – и это уже какой-то шаг к тому, чтобы мы, наконец, увидели изменения. Скептицизм он здесь, наверное, уместен и нужен даже, и сомнения – они есть. Но сейчас другой возможности действовать, у нас нет. От нее мы отказались еще осенью. Решение спасать предприятие, было принято на самом высшем уровне, и наша задача – сделать так, чтобы воплощение этого решения в жизнь было максимально эффективным.
 

еще осенью, выполнены. Министерство настаивало, что программа развития должна быть долгосрочной и включать совместные разработки с иностранным акционером – Renault – и получило желаемое. Важно было, говорит источник, получить хоть какие-то гарантии возможных изменений в работе завода, и они были формально предоставлены. Замминистра экономразвития Андрей Клепач накануне заседания правительственной комиссии и вовсе характеризовал план как «сильный». У третьего из ответственных – министерства финансов – есть общие рекомендации, касающиеся не только «АвтоВАЗа», но и программы развития автопрома в целом. Все хорошо, но слишком уж много требуется денег из федерального бюджета. А Минфин как раз хотел бы избежать обильного финансирования автопрома из казны

 
Прямая речь

«У всех есть понимание,что в дальнейшем нужно постараться избежать масштабных бюджетных вливаний»

Источник в Минфине
о плане развития «Автоваза»:
В целом, мы готовы поддержать план. Это абсолютно правильный подход – выделять деньги под конкретный план действий, а не на абстрактное спасение. Но есть одно предложение: вот есть совершенно замечательный и грамотно сделанный документ – программа развития автопрома до 2020 г. Все в ней хорошо, но вот суммы, запрошенные из бюджета на поддержку отрасли, я бы сказал, несколько далеки от реальности. Разумеется, отрасль перспективная и в какой-то степени даже стратегическая. Но, наверное, стоит либо приблизить планы к реальности, либо компаниям самим находить на них средства. К «Автовазу» это тоже относится.
Думаю, у всех есть понимание, что в дальнейшем нужно постараться избежать масштабных бюджетных вливаний подобных тем, что мы осуществляем сейчас. И вот здесь авторам программы нужно более внимательно просчитать инвестпланы и свои возможности.
 

. Сомнения Минфина в реалистичности плана объяснимы. Вполне возможно, что бюджету придется содержать автозавод до самого 2020 года. По плану, заводу надо сыскать на развитие 127 млрд руб. собственных средств. «Пока этих денег у нас нет, и в ближайшее время их не будет, но в перспективе мы надеемся, что они у нас появятся», – сказал Slon.ru источник на «АвтоВАЗе». Ранее Reuters со ссылкой на выступление Комарова перед сотрудниками завода сообщал, что руководство завода и здесь рассчитывает на помощь государства «как основного акционера».

Основные события в жизни «АвтоВАЗа» до 2020 г. (прогноз)