выступление на конференции «Рекламный рынок в контексте современной экономической повестки дня» Aegis Media:
На наш взгляд, есть три основные тенденции, которые определяют развитие медиарынка в России, – это демографическая структура, многоканальность телевизионной среды и распространение интернета.
Что касается демографической структуры, мы говорим не совсем о возрастах: важно отделить здесь трудоспособное население от нетрудоспособного. В процентном соотношении в 2002 году трудоспособных было 61% от общего количества жителей России. К 2030 году их число сократится до 55% – это позитивный прогноз, который есть у Росстата.
Многоканальная среда – второй фактор, который влияет на телевизионный рынок крайне серьезно. ТВ остается наиболее массовым СМИ в России – что важно: несмотря на изменение медийной структуры в стране, распространение интернета, мы не фиксируем снижения интереса к этому носителю. Скоро ТВ перейдет на цифру, и это сильно повлияет на него – в частности, появятся интерактивные сервисы, отложенное смотрение (когда можете записать программу, чтобы посмотреть потом) и видео по запросу.
Как развиваются нишевые каналы? За последние три года их аудитория выросла до 52%: столько людей в России смотрят хотя бы один нишевый канал.
Так что мы можем говорить, что доля телесмотрения остается стабильной, хотя внутри происходят структурные изменения. Например, не через классический канал, телевизор, а через другие носители – записанные передачи на компьютер и просмотр передач в интернете – телевизионные продукты сейчас потребляют около 18% россиян.
Что касается самого интернета, его общий охват составляет порядка 40% аудитории в месяц в России. В Москве – порядка 65%. Мы видим, что Россия отстает по динамике от Москвы примерно на три года. За счет кого был рост интернет-аудитории? В аудитории 12–24 лет – прироста почти не было, среди 25–44-летних – прирост значительно больше, эта группа за прошлый год выросла на 26%. А больше всего выросла группа пользователей среди тех, кому за 45.
Несколько слов по радио: тут все достаточно стабильно по аудитории. Здесь основная тенденция – это укрупнение холдингов.
Пресса. Общий охват аудитории печатных изданий, на самом деле, достаточно стабилен. На мой взгляд, наиболее заметный тренд прошлого года – это выход носителей в интернет. Многие ИД предприняли серьезные усилия, чтобы вывести свой контент в интернет. Мы, со своей стороны, пытаемся сравнивать данные по их доходам от рекламы и знаем, что эти деньги сопоставимы с теми доходами, которые они получают от рекламы в печатных изданиях.