Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru
Рвение властей на пути в ВТО понятно: выгодно быть частью этой организации и иметь право голоса при принятии решений на мировом рынке торговли. Можно сравнить с членством в ООН. Но переход в высшую лигу экономических отношений потребует от нас активных действий, направленных на защиту интересов отечественного производителя, причем на разных уровнях.
Если раньше мы играли по своим правилам, то теперь придется соответствовать общим. А они сводятся к тому, что каждое государство создает изощренную систему мер, которые используются для защиты своего рынка. Например, многие страны не вводят высокие заградительные пошлины, как Россия, но косвенно поддерживают своего производителя, например, через субсидирование расходов фермеров на газ, электроэнергию, за счет дотаций на каждый гектар обрабатываемой земли. Открытыми их рынки можно назвать лишь с формальной точки зрения. Значит, присоединение России к ВТО и неизбежное затем снижение ввозных пошлин (на сыры и сухое молоко они сегодня составляют 15–25%) поставит нашего производителя в неконкурентные условия. Действовать здесь надо очень взвешенно и осторожно. И, соглашаясь на снижение пошлин, быть готовыми, например, существенно увеличить объемы господдержки сельхозпроизводителей. Кстати, в этом году они уже достигли рекордного уровня.
Покровительствуя своему производителю, мы защищаем, прежде всего, интересы населения. И речь не только о том, что необходимо сохранить свой аграрный сектор, рабочие места. Многие ошибочно считают, что со вступлением в ВТО потребитель выиграет, так как зарубежные продукты не только дешевле, но также качественнее и безопаснее. Однако это не более, чем мифы.
Во-первых, российские требования к безопасности продуктов строже европейских. Например, у нас категорически запрещено содержание в молоке любых антибиотиков. Они могут попадать в него, пока коров лечат. Поэтому в России, если корова болеет, все ее молоко должно сливаться. При этом во многих странах есть списки разрешенных антибиотиков, допускается их некое минимальное содержание.
Все почему-то забывают, что многие «вредные» технологии, от которых мы страдаем, пришли как раз из-за рубежа. Если говорить о молочной продукции, то растительные жиры и крахмал, которыми их сегодня разбавляют, – западное изобретение. В конце концов, существует негласное общепринятое правило – лучшее оставлять для внутреннего рынка, а худшее отправлять за рубеж. Мы не раз наблюдали ситуации, когда в Россию на рынок попадали партии зарубежных продуктов, невостребованные на собственных рынках. Особенно часто это происходило в 1990-е, когда ситуация с продуктами питания была очень напряженной. Так что нам жизненно необходимо бросить все возможные силы, чтобы оградить свой рынок от дешевой и некачественной продукции. Она не принесет пользы населению и погубит отечественного производителя. И здесь, прежде всего, нужна сильная команда юристов-международников, которые будут аргументировать запреты на ввоз, отстаивать права, вести переговоры.
Во-вторых, закупочные цены, может, и упадут. Вот только конечный потребитель, скорее всего, этого не почувствует. Никто не будет снижать розничные цены: зачем продавать дешевле то, что и без того покупают? Оптовики и сети предпочтут увеличить свою маржу. Да и эта ситуация долго не продлится: зарубежные производители держат низкие цены, пока хотят протиснуться на наш рынок. Как только импорт станет значительным, они начнут диктовать цены сами. Не зря многие зарубежные компании-гиганты скупают российские предприятия, просто чтобы их закрыть, избавиться от конкурента.
Это новая эпоха экономического развития. Мы вступаем в борьбу с теми, у кого сельское хозяйство поддерживалось десятилетиями. Российский нацпроект действует всего около пяти лет, и то нам удалось добиться значительных результатов. Так, несмотря на засуху в прошлом году, растут объемы производства и поголовье скота. Но все наши достижения могут пойти прахом, если мы не сможем их защитить. И в этой борьбе нельзя придерживаться позиции «поживем-посмотрим». Лучше пережать, но отстоять свое право, прежде всего, на безопасность продуктов.
В любом случае, даже если договор о вступлении в ВТО будет подписан в декабре, не надо торопиться с его ратификацией. За невестой долго ухаживали, и надо взять паузу для подготовки к свадьбе. Взять промежуточный период, например, год, чтобы освоиться и приглядеться. За это время наше сельское хозяйство и промышленность еще подрастут, ситуация на мировом рынке прояснится: еврозона трещит по швам, что будет с евро – непонятно, в России выборы. Вступление в ВТО – как поступление в институт, хорошо до первой сессии. Подходить к нему надо взвешенно.