Джеки Савитц – вице-президент американского отделения Oceans, организации, занимающейся охраной океана. Морской биолог и специалист в области токсикологии окружающей среды, Савитц трудится на нише спасения океанов уже десять лет, главные направления ее работы – изучение вредных воздействий на океан таких явлений, как изменение климата, выброс ртути, загрязнение от судоходства. В лекции на платформе TED Джеки Савитц рассказывает о неожиданном направлении исследований: сохраняя океаны, мы можем победить голод. Slon публикует собственный перевод лекции.

Вы, возможно, удивлены: почему морской биолог собирается говорить о проблемах, связанных с голодом? Объясню. Я здесь потому, что спасение океанов – не чисто экологическая задача, это необходимо делать даже не потому, что мы хотим создать новые и сохранить прежние рабочие места для рыбаков. Это куда шире, чем непосредственно экономическая потребность. Спасти океаны означает накормить голодающих в мире. Каким образом? Я расскажу.

Как известно, сегодня на нашей планете голодает миллиард человек. Ожидается, что с течением времени станет только хуже, потому что к середине века население вырастет до 9–10 миллиардов, и давление на природные ресурсы усилится. Такая перспектива не может не вызывать тревогу, учитывая и без того печальное положение дел. Площадь обрабатываемых земель на душу населения уменьшается как в развитых, так и в развивающихся странах. Меняющийся климат повлечет за собой также и изменение графика выпадения осадков, некоторые районы станут суше, другие – влажнее, засухи и наводнения пробьют брешь в нашей продовольственной корзине. Земле будет все сложнее кормить нас, поэтому вся надежда на океаны: если с ними будет все в порядке, они помогут человечеству получить необходимое количество пищи.

видео

А ведь так и было прежде, и продолжалось это очень долго. На протяжении веков океан давал нам все больше и больше, но в 1980 году показатели начали падать. Вы наверняка слышали про пик нефтедобычи. Возможно, это был пик рыбодобычи, но я надеюсь, что нет. Мы еще вернемся к этому, а пока скажу, что добыча рыбы сократилась на 18%. И тенденция сохраняется. Это огромная проблема, но мы знаем, как исправить положение, о чем я сегодня и расскажу. Нет, никакой пик рыбодобычи мы не прошли. Приняв довольно простые меры в определенных точках планеты, мы сможем возродить рыболовство и накормить голодающих.

Для начала давайте разберемся: где больше всего рыбы? Радостная новость заключается в том, что это прибрежные зоны, а там действуют национальные юрисдикции, и каждая страна может самостоятельно устанавливать законы. Чем это хорошо для нас? В нейтральных водах регулировать любые процессы сложнее юридически, тут важны международные соглашения, все делается медленнее.

Так сколько же там, в береговых зонах, рыбы? В семь раз больше, чем в открытом море. Эффективность действий здесь будет, как вы понимаете, очень высокой. Но сколько стран нам нужно будет задействовать? Неужели все 80, имеющие прибрежные зоны? По нашим подсчетам, страны Евросоюза плюс еще девять покроют две трети мировой рыбодобычи. Если вместо девяти взять 24, цифра вырастет до 90%. Поэтому мы можем работать в ограниченном количестве государств, чтобы возродить былое величие рыболовства.

Что конкретно предстоит сделать? Как показывает наш опыт работы в США и других местах, основные меры таковы:

  1. Квотирование количества вылавливаемой рыбы.
  2. Сокращение прилова – это случайно выловленная рыба, ловить которую не планировалось, поэтому ее просто выбрасывают за борт.
  3. Защита естественной среды обитания, питомников, мест нереста, необходимых для выживания и размножения рыбы, увеличения популяции.

Откуда, спросите вы, нам известно, что меры помогут? Отвечу: это уже работает в массе самых разных мест. Популяция сельди в Норвегии уменьшалась с 1950-х годов. После установления квот процесс повернулся вспять. То же произошло с норвежской арктической треской: ее вылавливали все меньше. Были законодательно установлены предельные значения разрешенного прилова, и показатели начали расти. Норвегия – просто пример. Мы наблюдали этот процесс по всему миру. Как только принимаются меры по регулированию рыбной ловли, определяются четкие и разумные правила, рыболовство возрождается. Многообещающе, согласитесь.

Что это означает для мировой рыболовной отрасли? Буквально следующее: мы можем увеличить улов до ста миллионов тонн в год. Так что, повторю, никакого пика рыбодобычи не было. У нас по-прежнему есть возможность не только восстановить прежние показатели, но и существенно улучшить их, вылавливая больше рыбы. Насколько больше? На сегодняшний день вылавливаемой рыбы хватит, чтобы обеспечить одно рыбное блюдо в день примерно 450 миллионам человек. Это мало, но будет еще меньше, если ничего не менять. Но если применить вышеназванные меры в 10–25 странах, кормить рыбой раз в день получится уже 700 миллионов.

Дело стоящее не только потому, что решать проблему нехватки продовольствия необходимо, но еще и по причине высокой рентабельности. Рыба – самый рентабельный источник белка на нашей планете. Это отличное бизнес-решение, потому что в пересчете на доллары при одинаковых вложениях этого белка вы получите ощутимо больше, чем любого другого животного. Не нужно много земель, чистой воды – ее требуется намного меньше, чем для выращивания скота, например. Для животноводства, помимо всего прочего, требуется ирригация полей, на которых растет корм. Углеродный след тоже очень слабый – он все же присутствует, потому что нам нужно выйти из дома и отправиться на рыбалку, поэтому требуется какое-то количество топлива. Но в сравнении с загрязнением окружающей среды, исходящей от сельского хозяйства, это ерунда.

Если количество потребляемой нами рыбы увеличится, это будет прекрасная перемена в диете для среднестатистического человека, потому что рыба полезна, она уменьшает риск рака, сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения.

Глава нашей организации Энди Шарплесс, автор концепции, любит говорить, что рыба – это идеальный белок. Также он подчеркивает, что охрана океанов выросла из движения по охране земельных ресурсов. На земле мы сталкиваемся с дилеммой: сохранение биоразнообразия или производство продуктов питания. Чтобы засеять поле зерном, нам приходится вырубить, уничтожить лес со всем спектром видов животных и растений, обитающих там. В океане этой дилеммы нет. Здесь биоразнообразие и изобилие идут рука об руку, работая на сохранение всех видов, мы одновременно добиваемся увеличения улова для пропитания.

Есть проблема, однако, и это незаконная рыбная ловля. Она способна разрушить систему разумного управления ресурсами, о которой я говорю. Это использование запрещенных средств, рыбалка в местах, где ловить рыбу нельзя, вылов видов, запрещенных к отлову. Нелегальное рыболовство – это обман покупателя рыбы и всех честных рыбаков, тех, кто соблюдает законодательство.

Каким образом эта рыба попадает на рынок? Путем так называемого рыбного мошенничества. Возможно, вы слышали о нем. Суть в том, что один морепродукт выдается за другой. Вспомните, когда вы в последний раз ели рыбу? Что за рыба это была? А вы уверены? Мы протестировали 1300 образцов, и треть из них не соответствовала заявленному в меню. 9 из 10 луцианов – никакие не луцианы. 59% тунца – не тунец. Что касается красного луциана, то из 120 образцов только семь оказались честными красными луцианами, так что удачи вам, если вы его где-то заказываете.

Система поставок в торговле морепродуктами многоступенчатая, и на каждом этапе есть лазейки для рыбного мошенничества. Поэтому нужно добиваться прозрачности. Необходимы механизмы, позволяющие отследить каждый шаг выловленной рыбы от борта рыболовецкого судна до вашей тарелки.

Это крайне важно. Мы сейчас добиваемся принятия конгрессом SAFE Seafood Act – закона о безопасности морепродуктов. Петицию, обращенную к конгрессу, подписали 450 звездных шеф-поваров. Их главная мысль в том, что посетитель ресторана имеет право знать, что именно он заказывает, что ест и за что платит.

Рыболовной промышленности это тоже выгодно. Поэтому есть шанс, что при такой широкой поддержке закон все же будет принят, тем самым мы сможем остановить мошенников, перекрыть кислород незаконной рыбной ловле и гарантировать эффективность квот, защиты среды обитания рыбы и сокращения прилова.

Мы ведь понимаем, что в наших силах добиться устойчивого развития рыболовства. Мы способны обеспечить сотни миллионов людей здоровой пищей, экономя при этом воду, земельные ресурсы, не нанося вреда планете, а бизнес будет весьма рентабельным. Сегодня нам известно, что спасти океаны означает накормить голодающих. Но начинать следует прямо сейчас.