Фото ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Серебряков

Возраст: 29 лет Образование: Колумбийский университет За что попал в клуб: за попытку изменить российскую образовательную систему

«Все дети в первом классе гениальны, но к 11 классу гениев остается в лучшем случае 1%», – сетует создатель сервиса «Дневник.ру» Гавриил Леви. Он убежден, что проблема – в системе образования, которая давно уже не отвечает требованиям времени, особенно в России.

Сейчас мир двигается на бешеной скорости, и, чтобы преуспеть, человек должен формировать свою личность с пеленок

«Ребенка нужно загружать на 100%, – убежден Гавриил. – Об этом говорит опыт успешных, хорошо мотивированных людей». Иногда Леви даже винит своих родителей за то, что они позволяли ему играть в футбол во дворе – ведь это была пустая трата времени. (Хотя ребенком он был совсем не против).

Леви – не чиновник, не политик и даже не школьный учитель. Он предприниматель, и собирается изменить систему образования, а вместе с ним и мир в целом с помощью своего сервиса «Дневник.ру», который делает образование таким, каким оно и должно быть в 21 веке – с его помощью дневники заполняются онлайн, родители получают смс-оповещения об успехах отпрысков, а ученики из провинции подтягивают свои знания благодаря дистанционным курсам.

Российская система среднего образования кажется таким институтом, который должен перейти на методы 21 века не раньше, чем в 22-ом. Но Леви нашел способ, как претворить мечту в реальность: из 50 тысяч российских школ к его системе уже подключено 20.

«Commodore 64»

В конце 80-х годов перед родителями Гавриила Леви – петербургскими врачами – стояла дилемма: приобрести люстру или компьютер «Commodore 64». Для семилетнего парня выбор был очевиден. «Один знакомый семьи запрограммировал «Змейку». Меня это поразило до глубины души, когда можно сделать то, что придумал», – вспоминает он. Родители остались без люстры.


В планах «Дневник.ру» – охватить 80% российских школ уже к 2014 году
Хоть Гавриил не только программировал, но еще и «тратил время зря», играя во дворе в футбол, это не помешало ему поступить после школы на факультет международных отношений СПБГУ, через два года успешно сдать экзамены в Колумбийский университет, зачислиться на его кафедру экономики и уехать в Нью-Йорк. Идея «Дневник.ру» пришла к нему еще в 2003 году, когда он наблюдал за стартом FaceBook – Леви казалось, что сервис станет образовательным, ведь он начинался как университетская сеть. Когда FaceBook превратился в социальный сервис для всех, Леви понял, что идея осталась нереализованной. Возможность попробовать ее воплотить в реальность появилась спустя пять лет.

«Учителя не захотят тратить на это время»

Стартовый капитал Леви собирал с миру по нитке. «Все, кто мог – знакомые и друзья, партнеры – одолжили мне деньги», – вспоминает он. Вкладывал и свои. Друзья из Колумбийского университета, запускавшие брокерский онлайн стартап Capital Market Services LLC, позвали поучаствовать в этом Леви. Проработав там несколько лет, он вернулся в Петербург в качестве генерального директора восточноевропейского представительства компании. Позже, когда компанию поглотила Gain Capital, Леви получил от сделки средства, которые смог вложить в запуск «Дневник.ру». Всего набралось 17 000 000 рублей. На эти деньги он нанял программистов и снял крошечный офис на Петроградке. Когда была готова первая версия, Леви стал обивать пороги кабинетов директоров и завучей петербургских школ.

Для начала он отправился в гимназию N54 – там учится его четырнадцатилетний брат Шабтай. Попросил аудиенцию у директора Майи Борисовны Пильдес. У гимназии уже был свой собственный сайт – поэтому, что такое интернет, Пильдес объяснять было не нужно. Но в перспективы сервиса она не поверила – мол, учителя не захотят тратить время на то, чтобы переучиваться и вести все дела онлайн (заполнять онлайн-журналы, ставить оценки в виртуальные дневники, выдавать и комментировать домашние задания). Тогда Леви стал убеждать учителей: за счет сервиса экономия времени может составить от 30% до 70%. Гимназия N54 первой подключилась к «Дневник.ру» (по замыслу авторов, сеть закрытая, в нее пускают только родителей, учеников и учителей зарегистрированной в системе школы).

За год Леви рекрутировал в соцсеть еще 1000 школ. А потом изменил тактику, – теперь компания работает с региональными и муниципальными комитетами образования. Сегодня у «Дневник.ру» уже 4 миллиона пользователей. В проект поверили инвесторы: на первом раунде вложили $ 1,7 миллионов, и вот-вот будет закрыт второй раунд – деньги от него потратят на выход на зарубежные рынки Израиль, Польшу, Венгрию; «Дневник.ру» уже работает на Украине – там к системе подключены 4 000 школ).


Я постоянно думаю, оценили люди мой проект или нет. Всегда надо сомневаться и спрашивать, что не так, что можно сделать лучше. Спокойствие приводит к краху. Интернет-история помнит миллион проектов, которые были номером один, ноиз-за спокойствия и уверенности, погибли, потому как не обратили внимание на конкурентов, которые оказались продвинутыми и смогли их победить

Ребенок с чипом

Денег от государства «Дневник.ру» не берет – что приятно. Ну, или почти не берет. Небольшой доход компании приносят комитеты образования, которые отказываются подключать свои школы к сервису, но при этом покупают лицензию на него, чтобы на его основе разработать собственное решение. (Таких школ всего 500 из 20 000 – все они московские.)

Зарабатывает «Дневник.ру» на рекламе и дополнительных сервисах. Рекламодатели (среди них Lego, Disney, Megafon, Microsoft) проводят на сайте конкурсы. Есть интернет-магазин (в нем продаются как школьные товары, так и вещи, к образованию отношения не имеющие, – вплоть до духов). А родители за дополнительную плату могут подписаться на СМС-рассылку об успехах чада.

Больше того, если ученик вышел из здания, сработает специальный чип – и мама с папой мгновенно узнает всю правду о прогулах. Такая система работает в трех школах: в Бердске (Новосибирская область), Иркутске и Нижнем Новгороде. У компании есть договоренность насчет дальнейшего развития системы с руководителями еще нескольких регионов, и система в их школах будет запускаться в сентябре.


К 2015 году компания планирует войти в десятку крупнейших интернет-ресурсов России

Важное направление – развитие дистанционного образования и образовательных сервисов. В системе Дневник.ру можно потренироваться сдавать ЕГЭ, учить английский с помощью интеграции с сервисом LingvoLeo, а благодаря сотрудничеству с Comdi просмотреть виртуальные уроки. В ближайших планах – включить в систему и сервис онлайн-репетиторства Turotion.ru. Стратегия Леви состоит в том, чтобы создать экосистему из образовательных сервисов, интегрируя в нее все новые и новые курсы. 

Компания не раскрывает выручку, но Леви признает, что пока сеть убыточна – и это вполне естественно, поскольку он хочет построить действительно большой бизнес, что требует денег и времени. С 2014 года школы по закону обязаны перейти на электронный документооборот – надо скорее захватить рынок. Леви торопится, стараясь быть впереди конкурентов: самарской компании NetSchool и казанской «Барс Групп». Пока получается: у двух конкурентов вместе всего 10 000 школ – вдвое меньше, чем у сети «Дневник.ру».

Больше не прогуляешь физ-ру

Воспитательница американского детского сада Дэана Джапм из штата Джоржия разбогатела, используя собственные преподавательские навыки и компьютер с выходом в интернет. При помощи стартапа Teacherspayteachers она продала поурочные планы за $700 000. Некоторые учителя из Южной Кореи стабильно зарабатывают миллионы долларов в год. Учитель математики Ву Хен Чео, обучая через интернет, стал местной знаменитостью. На его онлайн-уроки подписаны 50 000 абонентов.

Российские педагоги вполне себе могут выйти на тот же уровень, уверен Леви, с помощью сайта «Дневник.ру». Впрочем, до идеального образовательного сервиса 21 века проекту еще далеко – пока главный его функционал все же сосредоточен на электронном документообороте, а не дистанционном образовании.

Учитывая косность российской учебной системы, и это подвиг. К тому же приучив учителей и школьников к ведению дневников онлайн, можно будет решительнее внедрять новые форматы обучения. Но создателю «Дневник.ру» предстоит еще немало потрудиться, чтобы реализовать свой идеал и дать возможность высокомотивированным детям из провинции получать знания на уровне московских школьников.

Миссия звучит прекрасно, но не все хотят приносить ей в жертву свободу. Дневник.ру с его почти что тоталитарной системой контроля за учениками – это какая-то новая жизненная философия, и не каждый готов ее принять. Даже родители ужасаются, что больше уже не вырвешь страницу из дневника и не прогуляешь физ-ру.

И, слава Богу, убежден Гавриил Леви – любую свободную минуту он называет «пустой тратой времени», и уверен, что взрослые в современном мире должны следить за тем, чем занят их ребенок.


«Но большинство тех, кто слышит про Дневник.ру впервые, бросают одну и ту же фразу: “Бедные дети„».