Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru
Если Минобороны намерено оснащать армию новейшим вооружением, то для начала ему предстоит вооружиться новейшими методами экономии денег. Вместо прямого бюджетного финансирования ведомству предлагается брать кредиты под госгарантии, оптимизировать расходы и осваивать производство продукции двойного назначения. Так власти начинают тихо сворачивать заявленную в пылу предвыборных обещаний программу по модернизации армии.
Со времен Александра Третьего известно, что у России есть только два союзника – армия и флот. Кавказская война-2008 продемонстрировала, что союзники эти позволяют справиться с заведомо куда более слабым соперником – но и только. Президентство Дмитрия Медведева началось с такой победы, которая продемонстрировала слабость и отсталость наших вооруженных сил. Тогдашний президент принял произошедшее близко к сердцу и эффектно пообещал потратить на модернизацию армии сногсшибательную сумму в 20 трлн рублей (на период до 2020 года). Алексей Кудрин, пытавшийся доказать, что бюджет такие расходы не потянет, поплатился за это своим постом. Возможно, министр финансов погорячился. Оборонные расходы тают день ото дня.
Ранее правительство уже обсуждало перенос 20% расходов из бюджетов 2013-2015 годов на более поздние сроки. Сейчас появились и другие предложения.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что вооружать армию будут в долг: военные могут взять в кредит до 300 млрд рублей к 2015 году. Государство же обеспечит их госгарантиями, а также будет выдавать субсидии на покрытие части процентных ставок по кредитам, которые не должны превышать 10%. Правда, возникает вопрос, кто формально эти кредиты впоследствии будет возвращать – армия или выступившее поручителем государство. Впрочем, фактически в любом случае платить будет государство, просто период выплат растянется, а сами они за счет процентов станут больше.
Минобороны, по словам министра финансов Антона Силуанова, также ищет возможность сэкономить. Он подчеркнул, что эти предложения исходят не от Минфина, а от самих военных, которые меняют перечень закупаемых изделий, сроки и объемы закупок. Впрочем, армейские расходы – это тайна за семью печатями. Существенная часть вооружения закупается у единственного источника, и откуда берется цена в миллион, или миллиард, или сто миллионов миллиардов, никто не может ни понять, ни объяснить.
Однако, даже со всеми запланированными сокращениями и переносами «оборонка» остается главным, если не единственным приоритетом федерального бюджета. Эксперты Центра развития ВШЭ посчитали, что даже предлагаемый перенос 20% расходов на будущие годы (а это около 700 млрд рублей), недостаточно для финансирования заявленных приоритетов по другим направлениям.
Структура расходов федерального бюджета в ближайшие три года существенно изменится. Доля расходов на оборону и безопасность увеличивается с нынешних 29% до 35%. Ради обеспечения военной мощи власти безжалостно режут расходы на «социалку». Правительство успокаивает население – в консолидированном бюджете они даже растут. Но достигается это за счет того, что власти просто перекладывают всю социальную нагрузку на региональные бюджеты. Как сказано в очередном бюллетене ВШЭ «Комментарии о государстве и бизнесе», расходы консолидированных региональных бюджетов на здравоохранение, без учета платежей на ОМС неработающего населения, должны за три года вырасти на 39%, а с учетом платежей – на 49%. Расходы этих же многострадальных региональных бюджетов на образование должны вырасти на 40,5%. При этом расходы консолидированных региональных бюджетов в целом должны за 3 года вырасти лишь на 26%.
Справиться с резко выросшими социальными обязательствами регионы, по мнению авторов доклада, могут только за счет сокращения других расходов. Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ обращают внимание, что общий объем трансфертов регионам в период 2013-2015 годов сокращается на 15%, самое большое снижение – почти вдвое – ожидает субсидии. Они в значительной мере связаны с инвестпрограммами, финансируемыми на паях центром и регионами. «Проясняется важный бюджетный маневр, заложенный в основах бюджетной политики, – увеличение расходов региональных бюджетов на здравоохранение и образование при сокращении региональных инвестиций. Одновременно сокращаются инвестиции из федерального бюджета (расходы по разделу «Национальная экономика» уменьшаются на 7%), а также расходы на науку гражданского назначения. В общем, ради финансирования приоритетных расходов приходится жертвовать расходами на инвестиции и науку. Можно предположить, что эффективность бюджетных расходов при таких структурных изменениях не возрастет», – делают вывод авторы.
А ради помощи по кредитам, правительство отказывается от своих же недавних обещаний. Кроме того, по словам Силуанова, «мы готовы пересмотреть объем госгарантий, чтобы кредитная схема работала в более широком масштабе». А ведь до этого Минфин объявлял, что будет сокращать программу выдачи госгарантий. В основных направлениях бюджетной политики на предстоящую трехлетку предусмотрено, что предельный объем расходов на госгарантии составит в 2013 году 331,5 млрд руб., в 2014 году – 218,3 млрд, в 2015 году – 11 млрд.