Алюминий – дорогой материал. В частности потому, что требует уж очень больших затрат на электроэнергию. В среднем – 15–16 Мвт/час на тонну металла (сталь, например, требует в разы меньше). На старых малоэффективных производствах этот показатель может быть и значительно выше. Неизвестно точно, сколько электричества тратят в Надвоицком, Богословском, Волховском и Новокузнецком алюминиевых комбинатах, но явно больше, чем может себе позволить их владелец – Олег Дерипаска. Он решил закрыть комбинаты или, по меньшей мере, перестать выпускать на них алюминий. Ну а что еще прикажете делать, если при стоимости «крылатого металла» на мировом рынке в $1900 за тонну себестоимость на старых заводах может достигать $2600? У «Русала» и так чистая прибыль в первом полугодии 2012 года упала на три четверти, не терпеть же Дерипаске убытки!

Закрытие убыточного производства – совершенно логичный шаг для любого предпринимателя. Проблема, правда, в том, что 3 из 4 населенных пунктов, в которых «Русал» сворачивает производство, можно отнести к моногородам. И для как минимум двух из них остановка алюминиевых заводов смерти подобна. Это Надвоицы и Краснотурьинск (Богословский комбинат). В Волхове тоже все плохо, но число работников предприятия не слишком велико (около 400). Пока до таких эксцессов, как в Пикалево в 2009 году, не дошло, но, похоже, у работников из Надвоиц, Краснотурьинска и, возможно, Волхова, которых ждет увольнение, нет иного выхода, как отчаянно пытаться привлечь внимание федерального центра к своим проблемам.

В Краснотурьинске на Богословском комбинате работает 10% всех трудоспособных жителей города. Руководство «Русала» уже пообещало, что полностью завод не закроет, переведя его на производство глинозема. Таким образом хотя бы часть рабочих мест будет сохранена (если, конечно, компания сдержит обещание). А вот с Надвоицами все куда хуже. Еще недавно на заводе работали 1500 человек – а это 28% трудоспособного населения города, от комбината «кормится» каждая семья в Наводницах! Сейчас, по данным «Русала», работают только 1000 человек. То есть 10% населения уже на улице, оставшиеся 18% скоро за ними последуют. А другой работы в городке просто нет. Как они дошли до такой жизни, и почему вопрос закрытия встал именно сейчас?

Это объяснили сами работники завода в письме руководителю региона – Александру Худилайнену. С 2007 года по 2012 стоимость электроэнергии для предприятия выросла почти втрое и теперь в полтора раза выше критического уровня. В течение предыдущих лет завод пользовался льготами и закупал энергию по заниженной цене. С некоторых пор льготы сошли на нет, заводу пришлось существовать в совершенно открытой и беспощадной конкурентной среде. Работники просили региональные власти о новых льготах, но министр экономического развития Карелии, который вместо Худилайнера ответил на их просьбу, заявил, что законодательство теперь не позволяет обеспечить льготы.

В этой истории, вроде бы, все ясно: моногорода как наследие плановой экономики; рынок электроэнергии, цены на котором только растут; рынок алюминия, на котором цены иногда падают; старые заводы, которые проще закрыть, чем модернизировать... И виноватых искать сложно, как бы ни хотелось обвинить одиозного олигарха в травле простого трудового народа. В его действиях виден явный расчет – перенести алюминиевое производство туда, где оно дешевле. К огромным ГЭС Сибири, например. И если кто-то обвинит его в увольнении тысяч людей, он всегда сможет сказать: «А вы хотите, чтобы «Русал» нес убытки, обанкротился, и на улице оказались уже не тысячи, а десятки тысяч?»

Может, этот ответ будет лицемерием, а может, правдой – нам узнать не дано. Зато мы знаем одно: в 2010 году Надвоицы были включены в перечень моногородов, которые могут рассчитывать на помощь федерального центра для реализации инвестиционных проектов на их территории. Тогда, в кризис, особенно после Пикалево, федеральный центр очень испугался и начал масштабную программу по поддержке и перепрофилированию моногородов. Региональные власти должны были предоставить планы по перепрофилированию, оформить адекватные КИПы [комплексные инвестиционные планы], а Москва готова была их финансировать. 

И вот, полтора года назад все то же министерство экономики Карелии обратилось в Министерство регионального развития РФ со странной просьбой: исключить несколько карельских моногородов из федерального списка. В их числе были Надвоицы. Якобы этому городу не требовалось никакое перепрофилирование. Не нужна была помощь центра. Тогда один из сотрудников Минрегиона прокомментировал эти действия региональных властей так: «Им просто лень работать, писать КИПы».