Фото: Flickr.com/tonbel
Торговля детскими товарами считается одним из быстрорастущих сегментов, которым инвесторы интересуются. Кто хоть раз сталкивался с этим бизнесом, знает, что разница между закупочными и отпускными ценами у детских товаров может быть очень высокой. Однако при этом компании, даже давно присутствующие на рынке и имеющие вроде бы раскрученный бренд, ухитряются быть убыточными.
Чем это объясняется? Детская розница – непростой бизнес, и несмотря на высокий перепад между закупочной ценой и продажной, издержки в этом сегменте оказываются колоссальными, как и во всей российской рознице в целом. Так что не стоит никому, ни малым предпринимателям, ни крупным, обольщаться на этот счет и думать, что за счет разницы отпускных и розничных цен на детях можно будет хорошо заработать.
Теперь вернемся к детским товарам. Возьмите детскую одежду: меняются сезоны, меняются коллекции, можно не попасть в размеры или предпочтения мамочек, меняются даже национальные предпочтения – появляется много детей мусульман. Плюс наши граждане уже освоили такие функции, как самостоятельная покупка детских товаров в интернет-магазинах в Китае или на аукционах, что также не добавляет клиентов ритейлерам. Ну, и одна из главных причин того, что многие компании минусуют, – это их упор на «детскость». У нас популярен в использовании так называемый формат детского гипермаркета, когда в одном магазине продается все: одежда, обувь, игрушки и прочее. Это чисто наша развлекуха, нигде в Европе его нет – там всеми этими товарами торгуют отдельно, и ассортимент принципиально другой. Мамочкам детские гипермаркеты неудобны – они пойдут лучше не в магазин детских товаров, а в мегамолл, где купят все и для детей, и для всей семьи. Так что «детский мир» (как формат, а не бренд) должен умереть, а нас ждет перелом с точки зрения формирования ассортимента и локаций.