© Александр Красавин / РИА Новости

Самую безопасную технику протеста описал Алексей Навальный: просто прогуливаться в районе Лубянки. У сотрудников полиции не должно возникнуть каких бы то ни было оснований для каких бы то ни было действий в отношении людей на прогулке. Но это в теории. Вероятно, cотрудники полиции будут как-то блокировать подходы к Лубянской площади, вплоть до перекрытия тротуаров, провоцируя людей на нарушения. В толпе могут быть и провокаторы. Всякое может быть. Поэтому мы предлагаем этакий FAQ по действиям 15 декабря.

1. Какие основные типы правонарушений могут случиться в такой ситуации и что за них грозит? 

Выход на проезжую часть или проход через ограждение – это административное правонарушение.

Если попытаться пройти сквозь ограждение, рядом с которым находится сотрудник полиции, запрещающий вам проход, такое действие будет квалифицировано как неповиновение законным требованиям сотрудника полиции. Это станет основанием и для задержания, и для административного ареста до 15 суток по статье 19.3 Административного кодекса. 

Попытки выкрикивать лозунги могут быть квалифицированы как незаконная публичная акция, которая может повлечь за собой административную ответственность по статье 20.2 со штрафом до 20 тысяч рублей. Кричать, скандировать, нести плакаты не следует. 

Попытки оказывать активное сопротивление властям могут повлечь за собой уголовное преследование. 

2Белая одежда, белая лента – они запрещены?

Это недостаточное основание для задержания и прочих санкций.

3Если рядом идет человек и что-то выкрикивает, то ты рискуешь? 

Все зависит от того, что ты делаешь в этот момент. Если ты его не держишь за руку, если ты не подкрикиваешь ему, при этом не размахиваешь чем-нибудь в такт его крикам, тогда нет твоего участия. Но это в теории. Сотрудники полиции работают не совсем так. Они ждут, что будет происходить, и если напряжение будет нагнетаться, то в какой-то момент кто-то из руководителей дает указание на задержание. И тогда могут задерживать всех, кто рядом стоял, вдалеке сидел, лежал – всех могут задерживать и пихать в автозаки. Но понятно, что участники не услышат этот приказ начальства к задержанию, это услышат только сотрудники полиции. 

Если вы хотите исключить для себя какие-то неприятности – не ходите, если вы пошли, это значит, что вы должны допускать возможность каких-то последствий.
4Начались задержания. Что делать?

Если вы не хотите попасть в список задержанных, сделайте все для того, чтобы максимально отдалиться от места задержания. Административный кодекс не предусматривает ответственности за побег от административного задержания. Поэтому, если вам удалось уклониться от задержания, – последствий никаких быть не может.

Очень важно не сопротивляться при задержании. Нельзя размахивать руками, цепляться за одежду: «если уж приняли, то приняли». Любые действия могут привести к дополнительной статье в виде неповиновения сотрудникам полиции в дополнение к статье об участии в незаконном уличном мероприятии.

Надо помнить, что представители власти хрустальные и хрупкие: насилием будет считаться любая оторванная пуговица, любой разорванный и оторванный погон, любая слетевшая каска. 

5Кто может задерживать?

Внимание к субботней акции со стороны правоохранительных органов будет максимальным, учитывая все последние дела по массовым беспорядкам. Оперативников, вероятно, будет много, возможно, в гражданской одежде. Они тоже могут задерживать, представляясь сотрудником при предъявлении удостоверения. Они могут быть даже с белой ленточкой. Нельзя исключать, что могут быть провокации, кто-то может подстрекать и скандировать какую-то кричалку, например, против жуликов и воров. А любой, кто подхватит и начнет, рискует быть задержанным по той самой 20.2 – участие в незаконном публичном мероприятии. 

6Что делать в случае задержания? Какие документы подписывать, что именно писать?

В случае задержания не сопротивляться, если есть возможность, позвонить в «Росузник» или своему адвокату. До приезда адвоката документы, которые вам дают, обязательно читать, от подписей не отказываться – это важное правило: нельзя отказываться от подписей на документах. Для сотрудников полиции это не проблема, они оформят отказ от подписи с двумя понятыми позже, а в протоколе напишут все, что считают нужным, а вы даже не будете знать, что там написано, не будете знать, от чего защищаться, и потом для вас может быть сюрпризом содержание протокола. 

Если уж у вас нет рядом адвоката, а вам предъявляется протокол задержания или административного правонарушения, то там есть несколько строк, где дается ваше объяснение. Надо писать информацию о прогулке. Например: «С утра вышел прогуляться с собачкой, женой, другом, договорились встретиться у метро "Китай-город", шли в Политехнический музей, "Библио-глобус"». Однако понимать, что какой-то волшебной фразы, которую вы напишете в протоколе, и она будет вашей индульгенцией от будущего уголовного преследования, нет. Возможен такой вариант: «Меня задержали, я никаких лозунгов не выкрикивал, про акцию не знаю». Это в том случае, конечно, если вы не хотите написать, что вы пришли, чтобы реализовать свое конституционное право на свободу собраний. В этом случае надо понимать, что последствием может быть штраф до 20 тысяч рублей. Дальше в этом же протоколе надо написать, если адвокат есть, что объяснение я дам в присутствии адвоката (указать имя, мобильный телефон).

7На какой срок могут задержать? 

Сотрудники полиции могут задержать на 48 часов (то есть до понедельника), в случае задержания нужно быть готовым остаться в отделе полиции, ждать, когда отвезут к мировому судье, который будет рассматривать дело и назначать наказание. Если это неповиновение законным требованиям, то это арест до 15 суток, если участие в незаконном публичном мероприятии, то штраф до 20 тысяч рублей. Значит, мировые судьи будут за 48 часов в авральном режиме рассматривать эти дела. 

8Нужно ли брать с собой деньги и документы? 

Денег с собой брать не надо, потому что штраф назначает мировой судья, у вас будет время для того, чтобы обжаловать решение, оно вступает в силу после истечения срока или после апелляционного рассмотрения, только потом у вас возникает обязанность заплатить штраф. Документ, удостоверяющий личность, с собой лучше взять. Советуют иногда брать копию паспорта.
9Признавать ли вину?

Бывают ситуации, когда полиция ставит такое условие. Признаете вину – отпускаем. Удерживать вас или нет до рассмотрения дела мировым судьей, решает полиция. Она может удерживать, а может составить протокол и вас отпустить под обязательство явки к мировому судье на рассмотрение дела. И в этом случае вам могут делаться предложения: давайте вы признаете вину, и мы вас отпустим. Потом явитесь в суд. Соглашаться или не соглашаться – дело ваше, но в случае вашего признания вины потом будет невозможно оспаривать это, то есть, скорее всего, штраф от 10 до 20 тысяч рублей вам гарантирован. В каком-то смысле признание вины ухудшает положение, потому что фактически это признание вины в обмен на выход/не нахождение в изоляторе в течение двух суток. Нельзя исключать и того, что потом окажется: вы виновны и в чем-то большем. 

10. Может ли потом такое признание вины иметь для меня какие-то последствия, если захотят развивать дело о массовых беспорядках?

Поскольку так уже было, то нет никаких препятствий для того, чтобы этого не повторилось. Можно не отделаться штрафом и двумя неделями. Если на Лубянской площади в субботу будет погром или если там кто-то разобьет стекло в прилегающих зданиях, то уголовное дело наверняка будет. По какой оно статье будет, сказать заранее трудно, хулиганство или массовые беспорядки. Все будет зависеть, с одной стороны, от объективной картины, с другой стороны, от политической воли. Чем хуже объективная картина, тем выше вероятность политической воли – это тоже нужно понимать. Идя на такое мероприятие, вы не можете предугадать, что будет происходить, и не можете влиять на эту ситуацию. То есть нельзя исключать того, что какая-нибудь группа каких-нибудь радикалов, а равно провокаторов, не замысливает в субботу сделать какой-нибудь финт ушами. И в этом случае если будут какие-то действия в виде швыряния туалетов или срывания касок с омоновцев, то новое уголовное дело по массовым беспорядкам крайне вероятно.
11. Каким образом происходят расследования такого рода дел?

После 6 мая пришли к тем, кто был задержан, потому что сведения по ним уже были в полиции. Уязвимость выше у тех, кто совершал какие-то серьезные правонарушения. В большей опасности будут те, кто задержан за неповиновение законным требованиям, чем те, кто задержан за участие в незаконной акции. Парадоксальная ситуация в том, что если вас побила полиция при задержании, то риски того, что в отношении вас будут последствия, выше, чем если вас не побили. Потому что в этом случае полиция реагирует, исходя из инстинкта самосохранения. Еще один важный момент: если вас побили сотрудники полиции, то вы, скорее всего, пойдете в травмпункт. Согласно действующим правилам, любое медицинское учреждение, в которое обратился пациент с телесными повреждениями, обязано сделать сообщение в 02. То есть сообщить о факте такого обращения в полицию. Соответственно, вы тем самым в какой-то степени резко повышаете вероятность того, что за вами придут.
12Возможна ли ситуация, когда я убежал, меня не задержали, я пришел в травмпункт, а потом меня найдут именно там?
Да, и точно такая ситуация была 6 мая. Наверное, сейчас будет корректнее не обращаться за освидетельствованием, если телесные повреждение не слишком существенны.
13Нужен ли видеорегистратор?

Видео – это очень хорошо. Особенно если оно доказывает, что вы ничего плохого не делали. Хорошо, чтобы оно было и чтобы лежало в каком-то надежном месте на случай необходимости.

14Может ли публикация в Twitter быть расценена как намерение принять участие в незаконном массовом мероприятии и быть квалифицирована как статья 20.2?

Те, кто занимается административной практикой, не сидят в твиттере. Сотрудники, которые сидят в твиттере, социальных сетях, отслеживают, секут, скриншотят – это не те, кто занимается оперативным делопроизводством. Это не оперативные дежурные, не сотрудники ППС, не сотрудники ОМОН. Таким наблюдением занимаются оперативники Центра противодействия экстремизму, которые работают по закону об оперативно-розыскной деятельности на уголовный процесс, на раскрытие преступлений. Но это не значит, что высказывания в соцсетях не могут быть подшиты к делу. Если высказывания радикальные, если могут интерпретироваться при желании как призывы к свержению конституционного строя, то после задержания из-за, допустим, выкрикивания лозунгов административное дело может стать уголовным. 

15

А если у меня просто рассуждения на тему идти или нет? 
Если речь идет про новые статьи Уголовного кодекса, то у меня есть большие сомнения, что их будут расчехлять в связи с 15 декабря, потому что нет ни следственной практики, ни административной практики. Им гораздо легче доказать хулиганство, чем доказать призывы к экстремистской деятельности. Им гораздо легче доказать возбуждение вражды, чем доказывать массовые беспорядки. Сложилась уже следственно-судебная практика, а лепить новое они не будут. И я бы не переживал тут по поводу твиттера – этого не будет, это сложно. Вопрос будет заключаться в том, что там произойдет. Если будет невообразимо и жестко – с кровищей, перьями и битым стеклом и перевернутыми биотуалетами, то тогда ретроспективно многие посты, комментарии, тексты, телефонные переговоры, разговоры в тех местах, где стоит прослушка и скрытое видеонаблюдение, могут стать доказательствами вины. 
Еще важный момент: в отличие от 6 мая, когда власти не были подготовлены, сейчас уровень подготовки предварительной оперативной работы гораздо выше. Я почти уверен, что очень много мобильных телефонов в последние дни стоят на прослушке, очень много офисов в последние пару месяцев имеют скрытое видео- и аудионаблюдение. Это касается ключевых фигурантов – это могут быть правые, это могут быть леваки, это могут быть лидеры оппозиции, это могут быть основные либеральные журналисты, многие из которых являются лидерами общественного мнения. Власти очень сильно готовятся и собирают много информации, в сотни раз больше, чем собирали раньше и чем понадобится, в случае чего. Потом они все это будут просеивать и выбирать зернышки, из которых будут лепить, в случае чего, уголовное дело.