© www.mutantspace.com
Инвестиционная индустрия получила «черную метку» с Каймановых островов. Государство, где зарегистрировано около двух третей хедж-фондов, скоро станет значительно прозрачнее для сторонних регуляторов. Весной Cayman Islands Monetary Authority (CIMA, Финансовое агентство Каймановых островов) опубликует перечень фондов со списком управляющих, что позволит чуть лучше понять организацию тех или иных бизнес-структур.
Наиболее интересной эта информация, вероятно, будет американцам. Уже в середине прошлого десятилетия сумма, скрытая на Кайманах от налоговых органов США, оценивалась едва ли не в триллион долларов. В 1990 году между двумя государствами был заключен договор о взаимной юридической помощи, в 2001 году – об обмене налоговой информацией. Пойти навстречу богатому соседу острова были вынуждены под давлением Организации экономического сотрудничества и развития. В частности, Кайманы помогали США в расследовании махинаций, ставших причиной краха корпорации Enron.
В минувшем году тема островного офшора вновь вышла на первые полосы. В ходе президентской гонки команда Барака Обамы обрушилась на консерватора Митта Ромни с критикой за чрезмерное увлечение налоговой оптимизацией. В арсенале неудачливого претендента был и фонд с Каймановых островов. Прелесть использования кайманских фондов заключается в том, что они не регулируются комиссией по ценным бумагам в части привлечения средств квалифицированных (читай – богатых) инвесторов.
Использовались острова и в некоторых российских схемах контроля активов – преимущественно через промежуточные компании из Кипра, Люксембурга или Нидерландов. Посредник необходим для того, чтобы использовать преимущества соглашений об избежании двойного налогообложения. Одним из первых в России подобную схему применил американец Джон Кинг, создавший в середине 1990-х годов компанию «Святой источник» совместно с Костромской епархией РПЦ. Более свежим примером является компания Yota, цепочку собственности которой еще недавно замыкал фонд Telconet Capital.
Чтобы понять, что изменится на Каймановых островах после изменения их статуса, можно вспомнить о том, как развивались отношения между Россией и Кипром. В 2002 году Федеральная комиссия по ценным бумагам подписала с Центробанком Кипра соглашение об обмене информацией. В 2010–2011 годах был подписан и ратифицирован протокол к соглашению об избежании двойного налогообложения, зафиксировавший порядок обмена налоговой информацией. В обмен на это в нынешнем году Минфин исключил Кипр из официального российского списка офшоров. И Кипр по-прежнему остается для России одним из основных каналов движения инвестиций. Здесь продолжают эффективно работать международные подразделения отечественных инвестиционных компаний и банков, ведут свою деятельность головные структуры крупных холдингов.
По большому счету, принципиальных изменений не произошло. Не будет их и в случае с Каймановыми островами. Во-первых, уже сегодня есть возможность запросить на Кайманах свидетельство о регистрации той или иной компании. Во-вторых, подавляющее большинство директоров хедж-фондов являются не более чем профессиональными поверенными и не могут свидетельствовать о наличии того или иного бенефициара. В-третьих – и это самое главное – офшорные юрисдикции принимают реальные действия по раскрытию информации только в отношении отдельных лиц, например, совершивших серьезные преступления. Подавляющему большинству инвесторов действия CIMA пойдут только на пользу, исправив негативный имидж закрытой юрисдикции.