Если посмотреть со стороны, может показаться, что у нас – в нашей компании, в рекламной индустрии, да и в экономике страны в целом – все вроде хорошо. Но в последнее время именно это меня и настораживает.

Стоит пробить тонкий слой поверхностной информации, которую предлагают средства массовой информации, как становится ясно, что в российской экономике все, мягко говоря, не очень здорово.

Сразу оговорюсь, я не специалист по макроэкономике. Смотрю на ситуацию как рекламист, глазами наших клиентов и их клиентов, то есть потребителей. И вижу, что в последние годы наш бюджет наливался нефтяными деньгами, но реальная экономика работать значительно лучше не стала. Не видно серьезного прогресса ни по одному важному для общества направлению, заявленному руководством страны.

Возьму для примера медицину. Я плачу сумасшедшие деньги за страховку – за себя, за супругу и детей, которых у меня много. И при этом страховая компания не может мне обеспечить просто хорошего детского педиатра. Он у меня меняется каждые три месяца. Я далеко не в восторге от британских детских врачей, с которыми имел дело по страховке. Но по крайней мере английским страховщикам платишь на порядок меньше, они не стоят таких сумасшедших денег, и система в Англии работает как хорошо отлаженная машина.

Или возьмем другую, важную для всех родителей сферу – школу. Старая система образования разрушена, а новая так и не построена. До сих пор не решена главнейшая проблема российской школы – престижность профессии. Быть сегодня учителем в школе в России в подавляющем большинстве случаев воспринимается как удел лузеров. А как лузеры могут воспитать будущих успешных людей?

И дело не только в том, что на Западе учителя больше зарабатывают, они все же зарабатывают меньше, чем рекламщики или инвестбанкиры. Но у них нет чувства неполноценности, а есть общественное признание, авторитетные профессиональные рейтинги, возможность развития. А все потому, что десятилетиями создается и совершенствуется какая-то разумная (хоть и не идеальная, конечно) система.

Похожая ситуация и в других областях. Медицина и образование – лишь примеры. Иными словами, несмотря на благоприятную мировую конъюнктуру первого десятилетия двухтысячных, мы так и не смогли совершить качественного скачка в развитии. Про коррупцию и политический кризис даже не буду говорить.

То есть мы еще ничего не построили путного, а наш госбюджет уже испытывает напряжение, даже при довольно высокой мировой цене на нефть. Причем раньше цены на углеводороды были довольно хорошим показателем (или предсказателем) динамики развития нашей экономики. Но сейчас их влияние падает – следует признать, что для нашей страны этот ресурс для роста исчерпан.

Создается впечатление, что руководство страны не было готово к такому повороту событий. Очевидно, власти рассчитывали на то, что мы еще 25 лет сможем кормиться с нефти. Возможно, я ошибаюсь и люди наверху знают, что делать. Но не говорят. Все, что можно услышать на эту тему, – либо чистый популизм, либо попытка выдать желаемое за действительное.

Работая в рекламном бизнесе, я ясно чувствую приближение кризиса. Рекламодатели придерживают бюджеты. Наши партнеры становятся осторожными, они не готовы рисковать и инвестировать по-крупному.

За пределами пятидесяти крупнейших рекламодателей сегодня не видно сколько-нибудь примечательного движения. Для нас проблема заключается не в том, что крупные компании, с которыми мы работаем, не выдержат экономических потрясений. Они, конечно, выдержат. Проблема в том, что в экономике и в индустрии не возникает ничего нового, что подпитывало бы развитие – как на уровне новых бизнесов, так и на уровне идей.

Наши акционеры ждут от нас роста бизнеса. Но за счет чего мы можем его показать? Пока у меня нет ответа на этот вопрос.

Поэтому я уверен, что кризис неизбежен. И он будет тем сильнее, чем меньше мы его ожидаем. А значительная часть населения его не ждет и к негативному сценарию совершенно не готова. Я это вижу по общению даже с нашими сотрудниками, которых не назовешь людьми недалекими или социально пассивными.

Именно поэтому недавно мы в компании вынесли на обсуждение «план Б»: что будем делать, если станет совсем плохо? И я считаю, что каждому – как на уровне компании, так и в своей личной жизни – в сложившейся ситуации имеет смысл такой план для себя иметь и держать в голове.

Надо сказать, что не так-то просто говорить о грядущих проблемах, когда вроде бы явных оснований для этого нет. Любая компания нацелена на рост, это нормально. А российские компании просто подсажены на это, как на допинг. Наш рынок до недавнего времени развивался бешеными темпами, и все привыкли к кратному увеличению бизнеса. Никто не хочет осознать стагнацию, от которой прямая дорога к кризису. Стоит вам заикнуться о том, что впереди возможны испытания и затягивание поясов, каждый второй решит, что это у вас проблемы, а не на рынке.

Я считаю, что экономические риски сейчас катастрофически недооценены. И это ответственность руководства – предупредить людей. Создавать иллюзию, что все отлично, или успокаивать себя тем, что у конкурентов еще хуже, безответственно и глупо. 

Если, например, у вас родился ребенок и вы собираетесь купить квартиру в ипотеку, самое время серьезно подумать, как вы будете обслуживать этот кредит, насколько стабильно ваше финансовое положение, и рассмотреть возможные альтернативы. Например, может, стоит пока снимать жилье, чтобы не потерять все?

Обсуждая с сотрудником повышение зарплаты, имеет смысл договориться зарплату заморозить, а прибавку выплатить бонусом в конце года, если все будет хорошо. Тогда, если что, не придется через несколько месяцев встречаться и говорить: извини, у нас жопа, мы снова режем тебе зарплату.

Каждому руководителю стоило бы спросить себя: уверен ли я, что мне нужны все, кто сейчас в команде? В любой организации ведь есть небольшой процент людей, от ухода которых ничего не изменится. Возможно, имеет смысл избавиться от них прямо сейчас.

Даже если я не прав и все будет хорошо, уже хотя бы поэтому бесполезным составление «плана Б» не будет. Сама проработка негативного сценария тонизирует, как контрастный душ. Говорит вашим сотрудникам о том, что не надо расслабляться и всегда есть возможность быть эффективнее.

К тому же «план Б» не обязательно должен быть сфокусирован на сокращение. Как мы помним, многие наши клиенты сумели совершить рывок именно благодаря кризису 1998 года.

Реалистичный взгляд на будущее помогает отсечь все лишнее и осознать, во что вкладывать деньги, а что стоит отсечь. Нужно просто понять, как ты будешь действовать, когда вокруг начнутся турбуленции, и как ты будешь двигаться дальше.