Каждый, кто хотя бы раз побывал в здании Государственной думы, наверняка удивится, узнав, что депутат-единоросс Адам Делимханов смог пронести с собой в здание парламента золотой пистолет. Ведь обычный гражданин не то что пистолет не сможет пронести – незамеченными не останутся даже 10 копеек в кармане брюк или пиджака. Государственная безопасность превыше всего. Но, как оказалось, только не для самих депутатов.
Любой посетитель Госдумы перед тем, как попасть на парламентские слушания, заседание комитета или просто на экскурсию, должен потратить не меньше получаса, а то и в два-три раза больше. Для начала все подходят к уличному пропускному пункту в Георгиевском переулке, где всегда стоит очередь. Сотрудники ФСО берут в руки паспорт посетителя, сверяют его фамилию с фамилией в списке или звонят в бюро пропусков, чтобы удостовериться, выписан ли на этого человека разовый пропуск. Если выписан, гражданин может подойти к стеклянным дверям. Здесь выдают пропуска приглашенным экспертам, непарламентским журналистам и участникам мероприятий, которых пригласили в парламент заранее.
Для того чтобы получить пропуск в Госдуму, нужно отдать паспорт уже второму сотруднику ФСО, сидящему за зеркальной стойкой. Видеть их лица посетители не могут и вынуждены смотреть на себя самих, дожидаясь, пока их фамилию сверят еще с какими-то списками и базами. С заветным пропуском человек идет уже к третьему сотруднику ФСО и вновь стоит в очереди. Лицо пришедшего внимательно сличают с фотографией в паспорте, листают документ и затем приказывают положить все вещи на ленту, аналогичную той, что установлена в аэропортах, а все металлические предметы и телефоны выложить на специальную полочку у входа. После этого предлагают пройти через рамку металлоискателя. Как правило, пройти ее без протяженного писка датчиков металлоискателей с первого раза не удается никому. Рамка высокой чувствительности. Посетителей заставляют рыться в карманах, вытаскивать забытые ключи, завалявшиеся монеты, кто-то снимает часы и достает даже пластмассовые зажигалки и пачки сигарет. Если и это не помогает, человека исследуют с портативным металлоискателем. Очередь встает намертво, если у кого-то из посетителей обнаруживается в кармане или в портфеле что-то запрещенное, например ножик или газовый баллончик. Им предлагают оставить его в машине, в камере хранения или выкинуть в ближайшую урну. Так, однажды посетитель выложил на полку для досмотра пистолет, а другой – нож мачете.
Помню, как однажды у одного вечернего посетителя сотрудники обнаружили металлический кастет. Молодого человека сначала, конечно, спросили, нет ли у него запрещенных предметов. Он ответил, что нет. Его паспорт отложили, после чего бдительный сотрудник ФСО вызвал усиление. Боевая группа забрала побледневшего посетителя в какие-то подсобные помещения, хотя он был уже согласен и выкинуть свой кастет, и вообще отказаться от визита в Госдуму. Спустя некоторое время за посетителем с кастетом приехали сотрудники МВД.
Эти требования для всех посетителей едины. Выворачивают карманы и открывают сумки даже журналисты с пятилетней аккредитацией, сотрудники аппарата и помощники депутата. Единственные, кто не стоит ни в каких очередях и не проходит проверку на металлоискатели, – депутаты Госдумы и члены Совета Федерации. Они могут пройти в парламент с любого входа, только показав красное удостоверение депутата. Сотрудник ФСО будет обязан проводить парламентария взглядом, даже если рамка металлоискателя разорвется от писка, а из-за ремня депутата будет торчать пистолет. Парламентарии неприкосновенны. Депутат Дмитрий Гудков считает, что при желании они могут даже пронести с собой пулемет. Им никто не скажет и слова. Насколько в этой ситуации посетители парламента и сами депутаты могут чувствовать себя в безопасности, – большой вопрос.