Фото: ИТАР-ТАСС / fotoimedia

Полномочия президента в Конституции прописаны в нескольких статьях. Глава государства занимается охраной конституционного строя и государственной целостности, руководит внешней политикой, представляет Россию в международных отношениях и осуществляет функции Верховного главнокомандующего Вооруженными силами РФ. Но сразу после принятия Конституции оказалось, что этих полномочий президенту недостаточно. Все российские президенты на протяжении 20 лет издавали указы, подписывали законы и принимали решения, выходившие за круг полномочий, прописанных в Конституции. Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Высшей школы экономики Михаил Краснов даже подсчитал, что за последние 20 лет примерно в 160 законах президенту делегированы 511 новых полномочий, которых нет в Основном законе страны. И хотя многие из них лишь конкретизируют конституционные президентские функции, Краснов утверждает, что среди этих законов было немало и таких, которые попросту противоречили Конституции и никак не были связаны с изначальными функциями президента. Например, президент России был наделен полномочиями в сфере организации и деятельности общественных объединений, органов госвласти, госслужбы, бюджетной политики, экономических отношений, культуры, науки, техники и образования.

По данным Михаила Краснова, больше всего неконституционных функций парламент прибавил Владимиру Путину еще во время первого и второго сроков президентства. Так, если Борису Ельцину было делегировано 164 новых полномочия, из которых 21 выходило за рамки конституционных, то Владимиру Путину за первый восьмилетний срок работы на посту президента – 219 новых прав и обязанностей. Из них 62, по мнению ученого, не соответствовали Основному закону страны. 

В период Дмитрия Медведева президент был наделен еще 114 новыми полномочиями. За прошедшие два года последнего срока Путина главе государства были делегированы еще 14 новых полномочий, из которых 8 не соответствовали Конституции. «Конечно, это моя исследовательская оценка, которая в некоторых отношениях не совпадает с оценкой Конституционного суда. К сожалению, Конституционный суд фактически подмят под президента, и потому надеяться на то, что он сочтет какое-то полномочие президента неконституционным, уже трудно. Впрочем, после 2000 года обращений по этому поводу практически и не было. В результате наша страна, которая формально является полупрезидентской республикой, по факту стала республикой президентской, где президент является главой исполнительной власти и при этом никак не сдерживается парламентом», – заявил Slon Михаил Краснов.

Хронология усиления президентской власти

В 2004 году президенту было передано право назначать глав регионов. Ученый считает, что этот закон противоречит принципу федерализма, заложенного в основах конституционного строя. В 2004–2007 годах президенту было дано право представлять кандидатуры на должность председателя, зампреда и аудиторов Счетной палаты. Хотя Счетная палата была создана как орган финансового контроля парламента, а вмешательство в ее работу президента делает ее зависимой от главы государства. В 2007 году президент получил возможность определять перечень вузов, которые вправе реализовывать образовательные программы на основе установленных им стандартов и требований. В том же 2007 году президент стал определять перечень показаний для оценки эффективности органов местного самоуправления и назначать или освобождать от должности председателя Внешэкономбанка (по представлению правительства РФ). В 2009 году у президента появилось право представлять в Совет Федерации кандидатуры на должность председателя Конституционного суда и двух его заместителей. Кроме того, в том же году президент был наделен правом назначать и освобождать от должностей ректоров МГУ и СПбГУ. В 2010 году президент получил право вносить в Совет Федерации представление о прекращении полномочий председателя КС, если он не исполняет своих обязанностей или делает это ненадлежащим образом. В 2012 году был принят федеральный закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов. Но президенту было предоставлено право проводить консультации с партиями, которые хотят выдвинуть своих кандидатов на губернаторский пост, а также разрешить кандидатам, ушедшим в отставку по собственному желанию, вновь принять участие в выборах. В 2012 году президент получил полномочия по формированию Фонда перспективных исследований. В 2013 году президент был наделен полномочиями по контролю за декларациями госслужащих, а также правом назначать уполномоченного по правам предпринимателей.