Страны – хозяйки Олимпийских игр в период подготовки к ним проходят через очень схожие фобии. Сейчас забавно вспоминать, какой паникой были охвачены наши английские СМИ, социальные сети и неравнодушная общественность накануне изумительных лондонских Игр 2012 года: в городе будет полный транспортный коллапс, бизнес, особенно мелкий, разорится: товары будет невозможно доставить, покупатели не придут. Звучали призывы покидать Лондон на время Игр, расходы на Олимпиаду назывались бессмысленными, завышенными и идущими не в пользу общества.

Для понимания того, что происходило вокруг Сочи накануне открытия Игр, полезно посмотреть на то, что происходило в начале 2012 года вокруг Лондона.

Фобия 1. Бюджет Игр чудовищно велик и намного выше изначального

Про лондонские Игры-2012 скептики говорили как про чудовищную потерю государственных средств. Изначально их бюджет заявлялся как 2,4 млрд фунтов стерлингов, но к 2007 году он вырос до 9,5 млрд. В результате было потрачено на полмиллиарда фунтов меньше. Лондонские игры, как и сочинские, финансировались не только за счет средств госбюджета, но и за счет средств инвесторов.

Оправдывая такие расходы в период финансового кризиса, британское правительство заявляло об огромном не только спортивном, но и социально-экономическом значении этих соревнований и о том, что они дадут сильный толчок экономике, а построенные спортивные сооружения будут загружены и востребованы после окончания Игр. Практически все так и оказалось.

В конце прошлого года Министерство транспорта и инвестиций отчиталось: деньги, затраченные на строительство олимпийских объектов, окупились уже через два года – в основном за счет сдачи стадионов в аренду для проведения концертов и спортивных мероприятий.

Центральный олимпийский стадион достался футбольному клубу «Вест Хэм», а его вместимость была сокращена до 25 тысяч мест. Спортивные сооружения, которые были построены как временные, после разбора удалось эффективно использовать в других местах. Еще до проведения соревнований право распоряжаться Олимпийской деревней получили катарские бизнесмены, заплатившие за это 557 млн фунтов. Ее жилые площади (2818 квартир) после церемонии закрытия также были выставлены на продажу. Неблагополучный ранее район Стратфорд получил новое развитие, а также не только Олимпийский парк, но и новую железнодорожную ветку, связавшую его напрямую с центром Лондона.

После окончания Олимпиады возник проект «Наследие-2012», задачей которого было не только максимально использовать построенное, но главное – не дать раствориться и уйти духу Олимпиады. В частности, одна из целей, которая ставилась, – привлечь к занятиям спортом на постоянной основе не менее 500 тысяч детей в возрасте до 16 лет. Буквально на днях эта инициатива, проходившая под лозунгом «Соревнования «Наследия»», была отмечена специальным знаком британского правительства: «Вдохновлена 2012 годом».

Фобия 2. В городе будет транспортный коллапс

Как любой крупный столичный город, Лондон очень загружен транспортом. Поэтому страх транспортного коллапса и невозможности никуда никому доехать были легко предсказуемы. Особенно это обострилось после того, как по центральным улицам в дополнение к уже существовавшим полосам движения общественного транспорта добавили 30 миль (48 километров) выделенных полос для олимпийского транспорта, которым, кроме спортсменов, имели право пользоваться випы Международного и национальных Олимпийских комитетов, спонсоры, аккредитованная пресса. Вот ведь плевок в лицо свободных граждан свободной страны, еще бы мигалки надели.

Лондонские таксисты несколько месяцев боролись за право ездить по этим полосам, но тщетно. Водителям частного транспорта советовали вообще забыть на время Игр про свои автомобили, чтобы не стоять в пробках и не создавать их. По радио людей призывали по возможности работать из дома или за пределами Лондона.

На самом деле ездить по олимпийскому Лондону на своей машине оказалось намного легче, чем до того. То ли действительно многие испугались и не пользовались личными автомобилями, то ли движение было организовано лучше. На днях я проезжала как раз по бывшей полосе для олимпийского транспорта – там осталась видна разметка в виде пяти колец – и вспомнила, что обиженные лондонцы называли их «полосы для ЗИЛов», подчеркивая, что олимпийские чиновники выделяют себя перед обычными людьми, как когда-то советские партийные начальники на своих автомобилях ЗИЛ пользовались правом приоритетного проезда перед рядовыми гражданами СССР.

Выдержало олимпийскую нагрузку и лондонское метро, которому скептики предсказывали, что оно не справится, и железные дороги, и автобусы. В транспорте были разложены схемы, показывающие, как сократить путь из одной части города в другую. Назывались они «Обгони Игры» (Get ahead of the Games). Все работало четко, без сбоев. Несмотря на то что спортивные объекты находились в разных частях города, они были сгруппированы таким образом, что для занятых на Олимпиаде перемещения были минимальными. Это позволило быстро забыть о том, что до начала соревнований пара спецавтобусов, встречавших прибывающих американских атлетов в аэропорту, сбилась с пути и ехала до Олимпийской деревни больше четырех часов.

Фобия 3. Не успеем вовремя и не справимся

С первых дней 2012 года британские СМИ и особенно блогосфера паниковали: мы не успеем построить вовремя. Иногда заражались и чиновники: например, транспортное управление Лондона выступило 16 мая с заявлением, что подвесная дорога «Эмираты» над Темзой, стоимостью 50,5 млн фунтов стерлингов, может быть не готова к открытию Игр. Несмотря на то что эта дорога является, возможно, самым маловостребованным объектом (при пропускной способности 2500 человек в час она редко перевозит более тысячи в день), сдали ее все-таки вовремя.

Самым, пожалуй, серьезным реальным срывом было то, что буквально накануне открытия Игр выяснилось, что гигантская частная компания G4S, которая выиграла контракт на обеспечение безопасности во время соревнований, не смогла нанять достаточно людей. Нехватка составила 3500 человек, и правительство в спешном порядке приняло решение задействовать армию. В знак благодарности военные получали билеты на те соревнования, которые не пользовались повышенным спросом у публики.

Интересующимся психологией толпы будет, пожалуй, полезно узнать, что панику насчет «не успеем и не справимся» погасил приезд в Лондон в июле 2012 года Митта Ромни, тогда – кандидата в президенты США от Республиканской партии. Ромни, который в далеком 2002 году возглавлял оргкомитет зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, с удовольствием включился в британскую предолимпийскую истерику, поставив под сомнение не только готовность разных структур к такому крупному мероприятию, но и сам по себе дух британцев. Трудно было бы сделать для нации больше: к вечеру того же дня не то что в Лондоне – во всей Британии не нашлось бы, пожалуй, человека, который усомнился бы в полной готовности к Играм и способности их провести на самом высоком уровне.

Что же касается накладок, без которых невозможно обойтись, то сочинская «непослушная снежинка» (по выражению презентера Би-би-си, комментировавшего церемонию открытия Игр в Сочи) меркнет, конечно, перед тем, как в Лондоне-2012 футболисток из Северной Кореи представили публике на фоне южнокорейского флага. Спортсменки демонстративно покинули поле, и начало игры тогда было отложено более чем на час, пока нашелся правильный флаг Северной Кореи и были принесены извинения команде и Национальному олимпийскому комитету.

Еще из смешных вещей запомнилось, что официальные часы по отсчету времени, оставшегося до открытия Олимпиады, торжественно запущенные за 500 дней на Трафальгарской площади, остановились в первые же сутки. Для компании-производителя «Омега» это было, возможно, самое репутационно затратное спонсорство.

Фобия 4. Олимпиада выгодна только тому городу, где она проводится

По данным департамента культуры, медиа и спорта британского правительства, только на стадии строительства объектов лондонской Олимпиады участвовало более 1500 британских компаний, которые получили контрактов на шесть миллиардов фунтов стерлингов. Многие из них участвовали затем в дизайне и строительстве олимпийских объектов в Сочи и получили контракты на сооружение объектов для чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году.

В июле 2013 года Би-би-си цитировала доклад департамента торговли и инвестиций, в котором говорилось, что при общих затратах на проведение Игр в 8,9 млрд фунтов страна за год получила обратно 9,9 млрд. Там, в частности, говорилось, что в Британию пришли 2,5 млрд фунтов дополнительных инвестиций, причем 58% из них – не в Лондон; было заключено на 5,9 млрд фунтов стерлингов различных торговых договоров, связанных с Олимпиадой, по линии Форин-офиса и Министерства торговли и инвестиций; британские фирмы и компании заключили зарубежные контракты на дизайн, строительство и сопровождение олимпийских и спортивных объектов с другими странами на 1,5 млрд фунтов.

Фобия 6. Как можно было нарисовать такой ужасный логотип?

Про логотип лондонской Олимпиады ходили страшнейшие теории: что это эмблема какого-то международного заговора, тайный сигнал и еще что-то подобное. Иранский Национальный олимпийский комитет обвинил британцев в том, что из абстрактных фигур логотипа можно сложить слово «Zion», и это воспринимается им как проявление расизма. Британцы настаивали на том, что в логотипе зашифровано только одно – цифры 2012 – год проведения лондонской Олимпиады.

За два дня после официального представления логотипа петиция с требованием сделать другой успела собрать 50 тысяч подписей – и была прикрыта, поскольку стало ясно, что символ останется.

Подводя итог, можно сказать, что, видимо, такие опасения нормальны для страны – организатора Олимпиады, и задача их – не дать расслабиться тем, кто отвечает за ее обеспечение. Если у них хватает духу все это выдержать, то многое потом будет вспоминаться с юмором. А многое и с благодарностью тем, кто обратил внимание на возможную проблему.