Кадр из фильма "Левиафан", реж. А. Звягинцев
Что такое «чернуха» вовсе никто не знает, хотя слово это употребляют все. В этом смысле оно похоже на слово «интеллигенция». Да что там, таких слов у нас много. И фильмов таких у нас было много – особенно с конца восьмидесятых годов прошлого века. «Чернуха» была чем-то неприятным: фильмом о неприятном, книгой о таком же неприятном. Но фильмы об оживших мертвецах чернухой не были – эти мертвецы пускали черные слюни не у нас, а в абстрактном мире.
А для настоящей «чернухи» нужна была реальность. Тогда же был разработан своеобразный набор штампов «чернухи», четкий и смешной, будто придуманный Остапом Бендером «восточный орнамент»: русские, что хлещут водку из горла; продажный суд; жена-потаскуха; друг-предатель; священник, благословляющий зло; бандиты и продажные чиновники. Ну и, конечно, «все, чем гордились – лживо».
Этот набор «Лего» прекрасно был освоен для сборки фильмов и книг в девяностые, но потерял было актуальность. От него просто подустали, да и на внешнем рынке он перестал пользоваться спросом. Сначала ведь его производил только что рухнувший колосс, про который интересно было узнать – а как там вообще люди-то живут, а потом – обычная страна. Мало у кого жизнь нехороша – вон, в Нигерии тоже не сахар. А Бьорк и вовсе повесили.
Потом явился Левиафан. Вернее, «Левиафан».
В нем был все тот же набор штампов, при этом несколько невнятная мотивация поступков героев – на фоне космической красоты пейзажей. Да и снят он был не в пример лучше, чем унылая «чернуха» восьмидесятых-девяностых. Тогда откровение заключалось в том, что люди, подозревавшие, что принцессы тоже какают, стали об этом говорить вслух.
За семь тучных лет мы привыкли к тому, что в «чернухе» есть даже нескорая ностальгическая романтика – как в фильме «Жмурки».
Однако наступили семь тощих лет, и наступила общая тревога. Народные массы в такой момент расслаиваются. Одни находятся в панике, и говорят, что Армагеддон на пороге, все-все, и больше нечего делать, кроме как в восторге описывать, как ледяные волны лижут палубы «Титаника». Другие считают, что это все равно невозможно произносить вслух, а надо продолжать играть веселый фокстрот. Неважно, чем это вызывается – тем, что нельзя провоцировать панику, или простым страхом музыкантов перед неизвестностью.
При этом изображение неприглядной стороны жизни вновь считается откровением.
Меж тем жизнь жестока, но она ровно такая же, как прежде. Она всегда есть, видеть или не видеть ее – вопрос не к искусству, а к нашему избирательному зрению. И набор штампов тот же. Как пелось в известной песне: «Ты людей позабыл, мы давно так живем». «Чернуха» вообще свойство приправы к жизни: насыплешь стакан перца в тарелку – будет дурно, бросишь щепоть – нормально. Спрос на штамп формируется гастрономически.
«Левиафан» – удивительный фильм не по своим внутренним свойствам, а по внешним. Он похож на «Черный квадрат» Малевича. В него каждый вчитывает (или всматривает) что ему хочется. Фильм хорошо сделан, хотя остается набором «Лего». Просто зритель получил повод к разговору в тревожное время, когда он тревожится, народ тревожится и все в мире тревожатся.