ИТАР - ТАСС / Евгений Курсков
Выборная кампания этой осени подошла к финалу. Об интриге на губернаторских выборах я уже писал. Но можно ли ждать интриг на выборах в региональные парламенты и городские советы?
Этой осенью в России напрямую выбирают 11 заксобраний и 23 городских совета. По итогам регистрации можно уверенно утверждать: за редким исключением в региональные и местные парламенты попадут все те же старые, хорошо знакомые «системные» партии.
К концу 2013 – началу 2014 года возник новый альянс власти и «старых системных партий» – после того как фронда со стороны всех этих партий была подавлена методами кнута (уголовные дела, дискредитация, поддержка спойлеров) и пряника (увеличение госфинансирования, раздача губернаторских постов). После Крыма альянс только укрепился, в пользу этих партий был изменен порядок регистрации кандидатов, число участвующих в выборах новых партий начало сокращаться. К этому году процесс усилился – серьезных конкурентов у «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» не осталось почти ни в одном регионе из тех, где 13 сентября пройдут выборы.
Однако это не значит, что на выборах нет интриги. Их – три.
Интрига первая. Сколько получит «Единая Россия»? Фактически это вопрос о том, насколько власть в состоянии обеспечивать «назначенный» процент своей поддержки, невзирая на очевидный экономический кризис. Также важно, как именно этот процент будет обеспечен (в прошлом году его основным источником, как уже отмечалось, было досрочное голосование и голосование на дому).
Интрига вторая. Что покажут «старые системные» партии?
Где-то они в фактическом альянсе с властью, где-то – реальная местная оппозиция. Так, КПРФ – реальная оппозиция в Калужской и Костромской областях, в Нижнем Новгороде, Владимире, Ульяновске и Ижевске. «Справедливая Россия» – в Челябинской области, не очень привечают ее власти в Воронеже и Калуге. Целый ряд местных оппозиционеров решили идти от коммунистов с единственной целью – получить регистрацию на выборах, так как справедливо опасались, что по подписям их не зарегистрируют.
На выборах последних трех лет старые системные партии (особенно эсеры) выступали плохо и активно теряли голоса. С одной стороны, с ними одновременно боролись и власть, и новые партийные проекты. С другой стороны, поддерживая официальную политику, они разочаровали свой главный электорат – городского образованного избирателя. Показательно, что даже у КПРФ процент падения результатов по городам оказался больше, чем на периферии.
Теперь, понимая перспективы и риски, «старые» партии постарались оживиться, как могли. И интрига в том, смогут ли они сломать негативный для себя тренд последних лет.