Лагерь для беженцев в Кении

Лагерь для беженцев в Кении

Thomas Mukoya / Reuters

Проблема беженцев остается весьма болезненной не только для Европы – с массовой миграцией сталкиваются и Россия, и Соединенные Штаты. К сожалению, у ученых есть все основания полагать, что этот процесс будет только усиливаться и может привести к тотальному изменению образа жизни во многих регионах планеты.

Согласно исследованиям специалистов Института Макса Планка и Кипрского института, уже в середине текущего столетия, то есть всего через три десятка лет, климат на Ближнем Востоке и в Северной Африке может стать столь жарким, что постоянное проживание в этой части земного шара станет практически невозможным и человечество столкнется с массовой миграцией населения из этих регионов.

Проблема не только в недостатке питьевой воды или воды для орошения полей, а непосредственно в высокой температуре воздуха. Согласно расчетам, спустя тридцать лет дневная температура к югу и востоку от Средиземного моря будет достигать время от времени 46°С. Дни с пиковой температурой будут встречаться в пять раз чаще, чем в начале века. Будет подниматься и ночная температура. В результате будет расти смертность, особенно среди детей и пожилых людей.

Роковые модели

Столь тревожный прогноз базируется на моделях, которые уже использовались ранее и которые были подтверждены последующими натурными наблюдениями. Это и дало основание сделать расчеты на период с 2046 по 2065 год и затем с 2081 до 2100 года. Расчеты велись для двух базовых сценариев, один из них (RCP8.5) предполагал, что человечество будет жить так же беззаботно и не станет менять уровень потребления; по второму сценарию удастся соблюсти требование Парижского протокола по изменению климата, согласно которому глобальное потепление будет ограничено величиной менее двух градусов.

При этом что один, что другой сценарий демонстрируют одну важную особенность региона Ближнего Востока и Северной Африки – наибольший рост температур будет приходиться не на зиму, как в России или Канаде, а на летний период. Пустыни не работают температурными демпферами из-за скудости влаги. Но чем меньше влаги, тем меньше сельхозугодий, тем активнее наступает пустыня. Этот процесс уже отмечен в Сирии, Ираке и развивается в странах южнее Сахары.

Модели предсказывают не только экстремальные температуры, но и рост продолжительности волн жары. Если в период с 1986 по 2005 год суммарная продолжительность экстремально жаркого периода составляла примерно 16 дней, то к середине века он увеличится до 80 дней в год, а к концу века – до 118 дней.