Забойщик Горловской шахты имени Зотова Виктор Довбыш, досрочно выполнивший личное пятилетнее задание, Донецк, 1973.

Забойщик Горловской шахты имени Зотова Виктор Довбыш, досрочно выполнивший личное пятилетнее задание, Донецк, 1973.

Л.Самсонова / ИТАР-ТАСС

На протяжении восьми лет практически вся политика в Австралии вращалась вокруг единственной темы: глобального потепления и связанной с ним необходимости сокращать выбросы парниковых газов. В 2006 году правительство объявило, что планирует в будущем обложить специальным налогом компании, являющиеся основными производителями углекислого газа. Зеленые раскритиковали власти за неспешность и потребовали ускорить процесс. Проблема завладела вниманием публики, и готовящиеся к выборам политики наперегонки бросились решать ее. Лейбористы, находившиеся тогда в оппозиции, победили именно благодаря тому, что пообещали ввести дискутируемый налог на два года раньше.

Выполнить обещание они не смогли: голосование по законопроекту было провалено. И лидер оппозиции, и премьер-министр лишились своих должностей. Дискуссия интенсифицировалась, были назначены новые выборы. По их итогам австралийцы впервые за 70 лет не смогли сформировать правительство парламентского большинства.

Через год был принят закон; налог хоть и в сильно урезанном виде, но все же был введен. Накануне его принятия находящиеся в меньшинстве либералы (главные противники лейбористов) поклялись, что сразу после прихода к власти отменят его. Было объявлено, что следующие выборы станут «референдумом по углеродному налогу». Страсти накалились, по стране прокатилась волна протестов. Пытаясь дистанцироваться от теряющего популярность курса, в преддверии новых выборов лейбористы отправили в отставку Джулию Гиллард – первую в истории страны женщину премьер-министра, которая, собственно, и продавила законопроект. Это не помогло, и Лейбористская партия потерпела сокрушительное поражение, подобных которому не знала с 1931 года. Вскоре скандальный налог, продержавшийся два года, был отменен.

Одним из важных отличий современной российской политики от западной является тотальное доминирование в ней повседневности. У нас невозможно представить себе избирательную кампанию, в которой главной темой было глобальное потепление. Отечественных избирателей волнуют ЖКХ, низкие зарплаты, безработица, события на Украине, но никак не проблемы отдаленного будущего. Россия живет в реактивном режиме, реагируя на события постфактум и не планируя свой завтрашний день.