Участник митинга-концерта «Мы вместе» на Васильевском спуске.

Участник митинга-концерта «Мы вместе» на Васильевском спуске.

Алексей Куденко / РИА Новости

Ура-патриотические настроения в российском обществе, очевидно, сменяются чем-то другим: усталостью, сомнениями, разочарованием. Понять это можно хотя бы по свежему опросу, проведенному центром «Общественное мнение» (ВЦИОМ). Больше половины граждан (59%) по-прежнему считают, что Россия должна быть великой державой и влиять на все мировые процессы (33% полагают, что стране не следует «стремиться к укреплению державной мощи, лучше позаботиться о благосостоянии собственных граждан»). Однако затяжной кризис сокращает число настаивающих именно на такой форме национального величия.

Как известно, за прошедшие между исследованиями ВЦИОМа два года уровень жизни населения заметно упал. «Мы видим увеличение количества бедных, причем заметное, резкое», – говорил бывший министр финансов Алексей Кудрин в январе, подводя итоги 2015 года. Доля семей, заявляющих о бедности (не хватает средств на еду и одежду), согласно все тому же ВЦИОМу, увеличилась за прошлый год с 22% до 39%. Но, несмотря ни на что, население как будто мирилось с временными трудностями ради большой цели. В качестве этой главной цели в XXI веке двое из пяти опрошенных называли возвращение статуса великой державы, каждый четвертый полагал, что Россия и так уже великая, а половина респондентов считали обретение желанного статуса делом времени – самого ближайшего. Результаты опросов «Левады» очень похожи: половина россиян в 2014 году заявили о желании видеть Россию великой державой, внушающей страх и вызывающей уважение в мире, и на протяжении следующего года твердо придерживались той же позиции.

Да, общество по-прежнему верит в величие страны либо рассчитывает на него, но гораздо важнее, что оно под ним понимает. До сравнительно недавнего времени большинство россиян к «величию державы» относили высокое благосостояние граждан и экономический потенциал государства. Но затем под воздействием телевидения и влиянием того, что социологи называют «крымским и сирийским эффектом», произошла милитаризация массового сознания – на первый план вышла «военная мощь, наличие ракетно-ядерного оружия». Теперь, похоже, маятник готов качнуться в обратную сторону. Рост бедности, так поразивший Кудрина, продолжился: о нехватке средств на самое элементарное к началу лета заявляли уже 41,4% жителей возрождающейся сверхдержавы.