Фото: Владимир Тереньтев
Александр Идрисов, основатель и президент консалтинговой компании Strategy Partners Group, убежден, что в разгар кризиса российское правительство обнаруживает неспособность к принятию адекватных мер. Из чего следует такой вывод, Идрисов подробно объяснил в интервью Republic.
– Последний раз мы встречались в январе 2015-го. Тогда вы говорили, что структура занятости в стране – катастрофа и что реформ тут не избежать. Прошел год. Заметили какие-нибудь перемены?
– Пока в основном к худшему. Количество рабочих мест сокращается. Крупные компании, особенно из сырьевых отраслей, вынуждены идти на сокращения, иначе их издержки попросту выйдут из-под контроля и они перестанут быть источником пополнения бюджета. У нас на собственных проектах в крупных компаниях, представляющих нефтегаз, металлургию, сокращаются десятки тысяч рабочих мест. По национальной экономике в целом масштабы сокращений могут достигать миллиона в год. В госсекторе они тоже грядут. Рост безработицы в стране не так заметен, потому что она латентна. В стране 20 млн самозанятых, которых формально власть безработными не считает.
– Глава Минпромторга Мантуров говорил на днях, что российский вариант борьбы с безработицей ему нравится больше европейского. В Испании люди сидят на пособиях, увеличивая нагрузку на бюджет, а у нас просто работают полсмены или уходят в неоплачиваемый отпуск. Сплошная экономия. И вроде пока без протестов обходится.
– Ну, это до тех пор, пока им есть чем кормить своих детей. И потом, у наших людей есть дополнительный источник существования – дача. У испанцев нет дач, они не высаживают картошку каждую весну и не собирают урожай. Посмотрите на российскую провинцию: там все живут огородами. Полстраны так живет. Это огромный источник дополнительного дохода и существования семей. Отправляйтесь в Сибирь – там все рыбачат, охотятся, собирают грибы и ягоды.
– Охота и собирательство?
– Охота и собирательство. А Кавказ? Там в некоторых регионах безработица превышает 50%. Как живут люди в Дагестане, Кабардино-Балкарии? Огороды плюс случайные заработки.
– И в этом наше секретное оружие? Поэтому россияне лучше адаптированы к кризису?
– Люди не могут жить одними огородами. Кто-то все равно в семье должен приносить наличные деньги. Пока у нас больше половины населения заняты в бюджетном секторе, есть какая-никакая социальная защищенность.
– Вы про индексации, льготы?
– Да, льготы. Правда, на уровне регионов система уже сбоит. То там, то здесь мы слышим, как задерживают зарплату учителям, врачам. Бюджеты уже не справляются.
– Это вероятная точка надлома системы – бюджетникам массово перестают платить?
– Эту точку очень сложно нащупать опять же из-за нашей высокой адаптивности. Терпения у населения может хватить на годы.
– Выходит, правительство может не торопиться со структурными реформами, имея такой ресурс?
– Если бы правительство еще знало, что делать. В кризис нужно решать проблемы, но для начала их нужно правильно диагностировать. Лично меня беспокоит, что наверху ключевой считают совершенно не ту проблему. Инфляция, торговый баланс, цены на нефть – не спорю, все это важно, но вовсе не это главное.
– А что?