Продажи хлеба в России по итогам 2020 года могут вырасти более чем на 60 тонн, отмечается в свежем прогнозе аналитической компании BusinesStat. В Российском союзе пекарей говорят о первом за последние пять лет росте продаж хлеба. При всем особом отношении к хлебу в стране, новость эту трудно назвать хорошей (по крайней мере за пределами рынка пекарен и хлебозаводов). Ведь тут мы имеем дело с одним из самых проверенных индикаторов бедности и социального неблагополучия.
Ирина Яровая, известная триллионными инициативами в телекоме, обратила внимание на несвойственный ее масштабам хозяйственный вопрос – условия возврата производителям непроданного хлеба из торговых сетей. В феврале Яровая предложила внести изменения в закон, суть которого в том, чтобы запретить такую практику и переложить финансовую ответственность хлебозаводов на ритейл, а в апреле заручилась поддержкой Роспотребнадзора, не вызвав, правда, особого сочувствия у других ведомств.
С советских времен хлеб остается в России товаром исключительной социальной важности. По крайней мере в это продолжают верить власти. Президент Путин любит на публике демонстрировать знание цен на хлеб. «Где самый дешевый батон?», – едва переступив порог провинциального супермаркета, спрашивал Дмитрий Медведев, в то время глава государства.
Министр сельского хозяйства Ткачев, который уверяет, что «у нас хлеб гораздо вкуснее, чем в Европе», в бытность краснодарским губернатором лично контролировал вопрос, «в каких объемах необходимо выпускать дешевый социальный хлеб из муки первого сорта и в каких более дорогой из муки высшего сорта». На совещаниях в Минсельхозе звучат требования создания реестра хлебозаводов, «имеющих мобилизационное задание», которым государство должно «оказывать финансовую поддержку». И это на фоне ведомственных программ, направленных на «создание конкурентной среды» среди «субъектов хлебопечения» и реализацию «комплекса мер по повышению престижа профессии пекаря» на рынке труда.
Защищает ли все это хлебный рынок от коммерческих невзгод? Скорее обрекает на затяжной кризис, о котором пекари заявляли еще пятнадцать лет назад. В будущем ситуация не обещает стать лучше. Несмотря на разговоры об усилении господдержки, позиции хлеба как продукта номер один будут ослабевать. И вот почему.