Кадр из фильма «Игры разума». Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Игры разума». Фото: Universal Pictures

Девятого июля в рамках тренинга Inliberty научный журналист Ася Казанцева прочитала лекцию «Как нас обманывает собственный мозг?» – о том, насколько ненадежны наши собственные органы чувств и способности к анализу и оценке ситуации. Само устройство мозга препятствует объективному пониманию реальности.

Многие исследования демонстрируют, что люди могут смотреть на две разные, но похожие картинки и считать их одинаковыми. Психологи называют это явление change blindness, слепота к изменениям – люди часто не могут заметить, чем отличаются изображения. И в 1998 году психологи Дэниел Саймонс и Дэниел Левин решили посмотреть, удастся ли воспроизвести подобные явления в обычной, повседневной реальности.

Найдите десять отличий

В рамках эксперимента исследователь выходил во двор Корнеллского университета и начинал спрашивать у прохожего дорогу к какому-нибудь ближайшему зданию, разговаривал секунд 15, устанавливал зрительный контакт. После чего между экспериментатором и прохожим вклинивались рабочие, которые проносили дверь, на некоторое время скрывая говорящих друг от друга. В этот момент человек, который изначально спрашивал дорогу, подхватывал дверь, а один из рабочих продолжал разговор с прохожим: снова устанавливал с ним зрительный контакт и дослушивал до конца объяснение, куда же нужно идти.

https://vimeo.com/81039224

После того как человек объяснял дорогу, его спрашивали: скажите, заметили ли вы что-нибудь странное. Восемь из пятнадцати человек сказали, что ничего странного не заметили. Исследователи обратили внимание на то, что те восемь человек, которые ничего не заметили, были в основном пожилыми людьми. А те семь, что заметили, были того же возраста, что и экспериментаторы, от 20 до 30 лет. Простое объяснение, что, может быть, дело в возрасте. Но другое возможное объяснение в том, что мы воспринимаем людей, относя их к какой-нибудь группе. Если это та же самая группа, что и у нас – молодые люди из университета, то мы уже обращаем больше внимания на индивидуальные черты. А в том случае, если это какая-то чуждая группа, например люди другого возраста, как было для этих пожилых людей, тогда мы их классифицируем как некую единую категорию и дальше остаемся слепы к изменениям. Пожилые участники эксперимента видели просто «молодого человека».

Для того чтобы это проверить, сделали вторую часть эксперимента. В ней участвовали два дорожных рабочих, которые очевидно различались между собой: у них были разные каски, разный цвет одежды, у одного висели на поясе инструменты, у другого нет. В остальном схема эксперимента была такая же, но спрашивали только молодых людей. Из 12 молодых людей, с которыми провели этот эксперимент, только четверо заметили, что была подмена. Вывод Саймонса и Левина в том, что, действительно, все дело в классификации. Когда мы сталкиваемся с новым объектом, мы в первую очередь относим его к какой-то категории и после этого становимся достаточно безразличны к индивидуальным особенностям.