Поздно вечером в понедельник Рашид Мурсекаев, собственник «ВИМ-Авиа», авиакомпании из топ-10 по пассажиропотоку, заявил, что у авиаперевозчика нет ни собственных, ни заемных средств, чтобы работать дальше. Компания полностью прекратила чартерные перевозки пассажиров. До октября она должна была перевезти от 50 до 80 тысяч туристов — туроператоры уже заплатили за это более $6 млн. Судьбой денег заинтересовался теперь Следственный комитет — заведено даже дело о мошенничестве.
О серьезных проблемах «ВИМ-Авиа» стало известно еще два дня назад — в субботу компания отменила больше десятка рейсов. Причиной стали долги перевозчика перед Домодедовом — аэропортом базирования. После гарантийного письма «Татнефти», поставщика топлива, аэропорт согласился продолжить обслуживание — до понедельника включительно. Этот срок истек, и сейчас Росавиация решает, что делать. «Рассматриваются различные варианты, в числе которых — введение антикризисного управления и отстранение существующего руководства от контроля за экономической деятельностью», — говорится в сообщении ведомства.
Впрочем, «ВИМ-Авиа» не исключение. Сложности у авиакомпаний не прекращаются последние три года: в 2014 году после падения рубля вырос номинированный в долларах лизинг самолетов, в стране упала покупательная способность, в 2015-м на год закрылись перелеты в Турцию, популярное туристическое направление. Два года назад случилось крупнейшее в отрасли банкротство — «Трансаэро», авиакомпания №2 в России, прекратила полеты, оставив кредиторам дыру почти 250 млрд рублей.
Уход «Трансаэро» на время разрядил обстановку — другие игроки поделили между собой ее пассажиров, и это позволило на время поддержать рентабельность. Но пример «ВИМ-Авиа» лишний раз доказывает — проблемы на банкротстве «Трансаэро» не закончились.
Что происходит с бизнесом авиакомпаний?
Бизнес авиакомпаний сейчас напоминает прогулки по тонкому льду, считает генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак: одно неверное движение — и уйдешь под воду.