Политик Алексей Навальный, вчера вернувшийся из Германии и сразу же задержанный в аэропорту «Шереметьево», сегодня назвал «насмешкой над правосудием» и «наивысшей степенью беззакония» проведение выездного заседание суда об избрании ему меры пресечения в отделении полиции подмосковных Химок (представитель МВД попросила арестовать Навального на 30 суток за «многократные нарушения условий испытательного срока»). Оппозиционер признал, что видел многое, но такого не мог себе представить даже он: «Я не понимаю, что происходит. Меня минуту назад вывели из камеры для встречи с адвокатами, я пришел сюда, а тут заседание суда, какие-то люди снимают меня на камеру, какие-то люди сидят в зале суда…». Напомним, как все последние годы российская система правосудия последовательно шла к столь закономерному для себя итогу.
Есть мнение, что в российской судебной системе с годами ничего не меняется, что время в ней застыло. Итоги и сам ход последних громких процессов – с участием экс-министра Алексея Улюкаева и бывшего кировского губернатора Никиты Белых – могут считаться какими угодно, но только не удивительными (если, конечно, не удивляться тому, насколько все предсказуемо). Дефицит убедительных доказательств, условная состязательность обвинения и защиты, нарочитая жестокость приговора – все как обычно.
Похожая стабильность – в оценках исследователей, авторов международных рейтингов, которые год за годом отводят России позорно низкие места. В очередной раз так поступили составители глобального Рейтинга верховенства права (Rule of Law Index), где страна оказалась на 89-й позиции, в последней четверти списка более чем из сотни государств. Сравнимое 90-е место из 137 российская судебная система (по степени своей независимости) заняла и в последнем Индексе глобальной конкурентоспособности от Всемирного экономического форума.
И все-таки статичность правосудия – заблуждение. Система меняется. Просто изменения здесь не обязательно к лучшему. Какие сдвиги произошли за последние годы? Посмотрим на графики.