Андрей Воробьев и Сергей Собянин на Ликинском автобусном заводе. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Андрей Воробьев и Сергей Собянин на Ликинском автобусном заводе. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Бюджет Москвы демонстрирует успехи. Доходы преодолели психологический рубеж 2 трлн рублей. «Серьезная отметка, – подчеркнул Сергей Собянин. – Рост бюджета помог исполнить все наши программы». Но задумаемся над тем, что питает этот рост. Откуда такие деньги?

В столицу из регионов стекаются «все финансовые потоки», по-прежнему убеждены многие из респондентов, опрошенных фондом «Общественное мнение» осенью прошлого года с целью выяснить причины отрицательного отношения провинции к Москве. В известном смысле так и есть: перечисляя налоги в федеральный бюджет, страна, от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, попадает в порочную зависимость от Москвы как центра перераспределительной системы.

Не стоит, однако, путать столичный бюджет с национальным. Как и по привычке считать, что в Москве оседают деньги всех крупнейших налогоплательщиков. Еще в 2012 году министр правительства Москвы Максим Решетников (сейчас – губернатор Пермского края) сокрушался о ежегодных потерях столицы до 100 млрд рублей из-за того, что лидеры российского нефтегаза решили платить налоги «на стороне». «Роснефть» по-прежнему платит их в Москве (по словам Собянина, выходит меньше, чем приносят патенты мигрантов). При этом «Газпром» – в основном в Петербурге, а «Лукойл» – в Пермском крае.

Кто же в таком случае платит по столичным счетам? Сами москвичи. В значительной мере именно они обеспечивают урбанистическую активность мэрии. И, как показывают следующие графики, издержки горожан в связи с амбициозными инициативами Москвы, которых становится все больше, растут по экспоненте.