Казалось бы, даже если не брать во внимание нравственный аспект, а рассуждать сугубо о соображениях выгоды – и бизнес, и государство равно заинтересованы в обеспечении безопасности людей. Бизнесу нужно, чтобы клиенты возвращались и приводили друзей, а никак не гибли – ведь мертвые не покупают товаров. Государству необходимо, чтобы люди были живы независимо от того, видит оно в них граждан или подданных – мертвые не платят налогов в казну. И даже если это государство само планирует угробить побольше народу в войнах и на стройках века – для этого народ нужен здоровым. То есть должен существовать консенсус бизнеса и государства: обеспечим людям безопасность, дабы завтра они приносили нам прибыль.
Однако на практике все происходит ровно наоборот. По официальным данным, во время пожара в кемеровском торговом центре погибло 64 человека. В 2009 году в пермском клубе «Хромая лошадь» заживо сгорело 156 человек. Причина в обоих случаях – пренебрежение правилами противопожарной безопасности. Бизнесу выгодно дать взятку, сэкономив на безопасности, а государству выгодно эту взятку принять, наплевав на судьбу населения. Недавние события в Волоколамске, где в результате гиперэксплуатации местной свалки выбросами отравились десятки детей, из той же серии. В 2011 году затонул теплоход «Булгария» (больше сотни погибших). А в 2012-м был затоплен город Крымск (не сработала система оповещения – 171 погибший). В 2015-м горел торговый центр в Казани (пренебрежение безопасностью – 17 погибших). В 2016-м тонули подростки в карельском Сямозере. Едва ли год в России проходит без крупной трагедии – это не случайности, это правило. Это симбиотические отношения бизнеса и власти, которые позволяют им наживаться на рисках трагедии. Интуитивно понятно, в чем здесь дело, – это выбор в пользу кратковременной выгоды, идущий вразрез с долговременным интересом. Поэтому бизнес может экономить на таких важных в долговременной перспективе вещах, как меры безопасности, если не планирует надолго.