Что случилось с кино в XXI веке? Почему сторителлинг устарел. Почему политическое в кино – это важно? Куда движется российское кино (спойлер – опять не туда, куда мировое)? Обо всем этом рассказывает кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин. Лекция «Кинотекст, киноязык: как кино показывает и трансформирует культуру» прочитана в рамках Международной дискуссионной школы GAIDPARK-Армения 2018, организованной Фондом Егора Гайдара.
Тему лекции я не выбирал, она мне была предложена, и я ее принял как некоторый вызов. Потому что понятно, что тема – необозрима. А главное – если читать на эту тему лекции, они ежемесячно будут разными. Трансформация культуры, как и трансформация отдельных ее областей – например, кино – тем и интересна, что сама находится в постоянном движении и иногда приносит совершенно неожиданные результаты.
Начать лекцию я хотел бы с предуведомления, которое, вполне возможно, будет лишним. Тем не менее. Культура – понятие широкое. Зачастую оно синонимично понятию цивилизации и связано с любыми проявлениями человеческой деятельности и мышления. В этом отношении кино интересно рассматривать не только как эстетическое явление, развлечение или вид творческого поиска, но и как явление в том числе социальное и политическое. Россия – едва ли не единственная страна, где слово «политическое» применительно к кино, к изобразительному искусству, к литературе оценивается как негативное. То есть политическое – значит, плохое. Политическое – значит, недостаточно талантливое. Политическое – значит, условно говоря, спекулятивное. Это, конечно, и забавно, и симптоматично: мы настолько боимся политики и разговора о ней, настолько не знаем, как вести этот разговор, что политические свойства культуры приводят нас в ужас, нам хочется развернуться и априори рассматривать их как нечто враждебное.