Памятник Карлу Марксу. Фото: Federico Gambarini / DPA / TASS

Памятник Карлу Марксу. Фото: Federico Gambarini / DPA / TASS

Степень лженаучности науки, как бы это тавтологично ни звучало, все-таки определять надо. На мой взгляд, одним из таких лженаучных и устаревших терминов является знакомое подавляющему большинству россиян старше 45 лет словосочетание «прибавочный продукт». Для тех, кто основательно позабыл предмет, напомню, что термин «прибавочный продукт» – неотъемлемая часть экономической теории Маркса, построенной вокруг трудовой теории стоимости, когда стоимость любого продукта определяется количеством вложенного в него труда.

Несколько упрощенно можно сказать, что прибавочный продукт – это продукт, созданный рабочим в некоторое дополнительное время, когда он уже произвел необходимый для себя продукт и теперь работает на капиталиста. На современный экономический язык этот термин перевести невозможно. Пожалуй, наиболее близким к нему является понятие прибыли, но это, конечно, не одно и то же.

Вся эта концепция Маркса, с точки зрения экономистов, потеряла свою актуальность еще до возникновения Советского Союза, но именно в нем она смогла, как в холодильнике, просуществовать вплоть до начала 1990-х. В одном из самых крупных цифровых собраний статей по экономике, EconPapers, на 2,5 млн статей термин «surplus product» (английский перевод словосочетания «прибавочный продукт») встречается всего 1967 раз, что составляет меньше 10-й части процента.