Amazon – лидер американского рынка интернет-коммерции. В 2016 году через него прошли 49,1% всех онлайн-покупок (или 5% от розничных продаж). Для сравнения: ближайшие конкуренты – это eBay (6,6% онлайн-покупок) и Apple (3,9%). Очевидно, что влияние такого гиганта на сферу огромно. Но в последнее время экономисты стали замечать, что онлайн-торговля также может оказывать влияние на инфляцию. «Эффект Amazon», как его назвали в прошлогоднем исследовательском отчете Goldman Sachs, приводит к тому, что индексы цен на потребительские товары могут снижаться на 0,25 процентных пункта. У Amazon уменьшаются цены, а покупателям также предлагаются скидки и бесплатная доставка.
Подобное уже случалось и в нескольких странах. Летом этого года японский Центробанк отмечал, что физическим магазинам приходится снижать цены, чтобы конкурировать с онлайн-ритейлерами. Базовый индекс потребительских цен из-за этого сократился на 0,1–0,2 п.п. А в 2003 году похожая ситуация была в Мексике. Тогда на рынке доминирующую позицию занимал Walmart, магазин «продавал всего больше, чем кто-либо другой» и снижал цены на товары. Экономисты отмечали, что это привело к снижению инфляции.