Серия разговоров о духе времени на Republic продолжается. Сегодняшний собеседник Егора Сенникова – писатель и сценарист Михаил Идов, экс-главный редактор журнала GQ, чей режиссерский дебют «Юморист» на днях открывал фестиваль «Движение».
– Похоже, вам интересны ретро-истории. «Юморист», клип Монеточки на песню «90-е», «Лето» Кирилла Серебренникова, сериал «Оптимисты» – все это для вас попытка рефлексии на тему сегодняшнего дня или просто интерес к прошлому?
– Как раз «Оптимисты» в этот тренд вписываются случайно: эта история была придумана раньше всех, в 2010 году, и первая заявка содержала в себе слова «Это будет первый российский телесериал про 1960-е». Сейчас это странно даже вспоминать, столько сериалов про 60-е вышло за те семь лет, что «Оптимисты» готовились. Ну и Монеточка, конечно, тоже не про девяностые сами по себе, а про современное мифотворчество вокруг них. Самое смешное, что в этом клипе вообще нигде не утверждается, что его действие происходит в девяностых. Я в конце даже машины на улице специально показал.
Но вы правы, конечно. Режиссеры один за другим обращаются к советскому периоду в качестве способа поговорить о проблемах сегодняшнего дня. Причем в последнее время именно к периоду застоя. Резо Гигинеишвили с «Заложниками», «Довлатов» Германа-младшего, да и «Лето» в принципе легло в этот ряд. Все это фильмы не про террор, а про индивидуальную несвободу и разные методы взаимодействия человека с этой несвободой: от поиска этаких внутренних оазисов, как в «Лете», до побега и насилия, как у Резо, и полной кататонии, как у Алексея. Но странно было бы удивляться, что на втором десятилетии правления одного и того же человека самым разным художникам вдруг начинают приходить в голову мысли о застое.