
Участники митинга против соглашения об административной границе между Ингушетией и Чеченской республикой. Фото: Саид Царнаев / РИА Новости
Массовые осенние протесты в Ингушетии против изменения границы с Чечней стали неожиданностью не только для политиков, но и для экспертов. Протестный митинг продолжался без перерыва почти две недели. По некоторым оценкам, число его участников в отдельные моменты доходило до 100 тысяч человек. Республиканская элита раскололась. Часть депутатов, члены Конституционного суда республики поддержали позицию протестующих. И хотя своей непосредственной цели ингушские протесты не достигли, – Конституционный суд РФ признал 6 декабря соглашение о границе, подписанное главами республик, не противоречащим Конституции, – их характер может достаточно много сказать о том, что представляет собой Северный Кавказ сегодня.
Переданные Чечне участки земли, ставшие яблоком раздора, не заселены и не имеют очевидной экономической ценности. Важно скорее их символическое значение. И сами протесты были наполнены символикой, для среднероссийского жителя экзотичной и очень «кавказской»: старейшины в папахах, разделение мужчин и женщин. Защита родовых земель и башен, исключение поддержавших соглашение о границе из кровнородственных объединений – тейпов, апелляция к традиционным правовым системам – адату и шариату, массовые молебны в ходе митинга – все это могло создать впечатление архаики. И слова о формировании ингушской нации или обращении в ЕСПЧ смотрелись на этом фоне как чужеродные элементы, не способные изменить сугубо традиционные порядки.
«Я не хочу, чтобы моим главой был Кадыров»
Это внешнее впечатление далеко не во всем соответствует действительности. Ключевую роль в протестной мобилизации населения сыграли не традиционные институты, а общественные организации, оказавшиеся способными консолидировать общество поверх свойственных ему традиционных размежеваний. Так, религиозная жизнь ингушей изначально была организована вокруг вирдов – религиозных братств, принадлежащих разным суфийским организациям – тарикатам. Отношения между вирдами всегда были непростыми. По словам моих ингушских собеседников, «они все время соперничали, иногда доходило даже до вражды». В последнее время на это размежевание дополнительно наложился конфликт между суфиями и салафитами. В ходе протестов ситуация существенно поменялась. «Вот это событие заставило забыть, какого ты вирда, какого ты течения». В ходе митинга проводили молебны (намазы) и читали проповеди (хутбы) имамы разных направлений, и это не влияло на участие в них верующих.
Меня порадовало, что ингуши протестовали именно как граждане России. Я на Кавказе родилась, там разные народы даже говорят "поехать в Россию", когда едут в соседнюю область. Это не сепаратизм, просто им пофиг, что творится в стране и кто в ней у власти, они не задумываются, что не может быть в одной республике всё хорошо, когда в остальных субъектах плохо. Ну и конечно должно наступить время, когда законы в России начнут работать, тогда на Кавказе особенно нужно уделить внимание наведению порядка, законы гор и шариата должны остаться в прошлом.
Зачем все это. Для этих людей все остальные не их нации заведомо недолюди. Это люди с другой планеты.
Да кому интересны переживания, мысли и чувства чурбанья, пусть режут баранов и бошки друг другу, моляться, и размножаются. Их уже 10 млн и это только начало. Коллапс близок, всех путиноидов и либерасьен поврежут нахер через 10 лет.
Вообще-то речь идёт о нашей стране. Никого массово не повырежут, но любые межэтнические конфликты никогда не идут на пользу стране. Ну и ладно путинисты, но либералы вовсе не обязаны не уметь за себя постоять, плюс есть ещё люди других мировоззрений.
спасибо, что напомнили про ингушско-чеченское "размежевание". Помнится, в разгар истории тон комментариев публики в интернетах был таков, что де это вам не хипстеры московские, не рабы, а гордые кавказские мужчины и женщины, которые просто так... честь предков... да они...
протест прогорел, ключевое решение принято, все с "майданов" разошлись, теперь время писать аналитические отчеты, у кого какая длинная память и какие риски "афтешоков".
т.е. с протестом в РФ нехипстеров и нерабов тоже неоднозначно вышло... {смайл с приподнятой бровью}
Да, почему то часто кто-то начинает говорить, что нацменьшинства какие-то особо суровые, но это не так. Их местные жулики и воры ещё больше борзеют, чем федеральные, про то, что в Чечне кадыровцы устроили, я вообще молчу. Поэтому русским, хочешь не хочешь, придётся самим менять власть и восстанавливать страну от клептократии.
из рассмотренных вариантов - самотек - самый реалистичный. он по сути уже выполняется.
На картине все почему-то в ушанках ? У нас в Сибири, где морозы-то по-круче будут таких сейчас не носят.
дикие животные. Они это культурой бздят
Эти шапки выполняют другую функцию. Это непременный атрибут уважаемого лица :)
Я Вас понял. Только, вот, что здесь первично: шапка или уважение ?