Кирилл Серебренников после заседания Мосгорсуда.  Фото: Pavel Golovkin / AP / ТАСС

Кирилл Серебренников после заседания Мосгорсуда. Фото: Pavel Golovkin / AP / ТАСС

Дело Кирилла Серебренникова и «Седьмой студии» надолго останется одним из самых загадочных. Потому что никто не знает ответа на главный вопрос – кто?

То есть можно предположить, кто добивался прекращения дела (чего пока не случилось, и случится ли – непонятно), и точно известно, кто публично хлопотал. И ходатайствовал перед Путиным, например. Не только за Кирилла Серебренникова, но и за Софью Апфельбаум, за Алексея Малобродского и Юрия Итина. Многие хлопотали непублично. Сказалась ли общественная поддержка?

Как ни странно, да. В таких делах она очень важна. И то, что Кирилл Серебренников продолжал работать, находясь под домашним арестом, выпускал новые спектакли и снимал кино – бесценно. Мировое общественное мнение, существенная поддержка внутри страны – это все очень важно. Однако это все было, например, у Олега Сенцова, но на его положение не повлияло никак. Олег Сенцов – это чистая политика, в ее совершенно незамутненном виде, и здесь для многих опасно впрягаться. Да и внешняя поддержка была несравненно меньше, чем, например, в деле Натана Щаранского. Да, конечно, времена были другие, страна была другая – хотя не очень-то и другая, если разобраться.