Крестина Хачатурян в Басманном суде Москвы. Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Крестина Хачатурян в Басманном суде Москвы. Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Следствие закончилось, и дело сестер Хачатурян передают в суд. Девушкам грозит 20 лет тюрьмы. По всей видимости, помимо домашней тирании, отец действительно насиловал их. Чтобы покончить с адом, в который превратилась их жизнь (а может быть, иного они и не знали), они убили своего отца. Отец мертв, девушек судят, сторон тут нет, проиграли все. И в этой ситуации важно понять, что же произошло, чтобы хоть как-то уменьшить вероятность повторения подобного в будущем. Для этого, несмотря на длящийся шок от произошедшего, следует поместить историю семьи Хачатурян в более общие контексты.

Какие это могут быть контексты? Можно, например, отнестись к этой истории как к истории сумасшествия отца Хачатуряна, и в этом будет много правды. Судя по всему, этот человек был медицински ненормален, при этом вряд ли лечился и случай свой запустил. Но, во-первых, как известно из социологии, любое сумасшествие социально и человек сходит с ума в ту сторону, в которую ему подсказывает сделать это общество. Люди видят инопланетян или становятся Наполеонами только потому, что эти явления есть в культуре, а также потому, что культура как бы поставила дорожный указатель, на котором написано «сумасшедшим – сходить с ума в сторону инопланетян и Наполеона». Во-вторых же, если бы сошел с ума не отец Хачатурян, а, скажем, одна из его дочерей, последствия этого были бы не такими трагическими, просто потому, что именно отец, а не дочь находится во властной позиции.

Стоит посмотреть на эту ситуацию с культурологических и социологических позиций. Что культура нашептывала отцу Хачатуряну? Почему сестры Хачатурян не могли послать отца далеко и надолго и уйти из дома? Важно ли, что событийный ряд разворачивался в семье мигрантов, и если да, то почему?