Александр Петриков специально для «Кашина»
Текст года – расследование Ивана Голунова о похоронном бизнесе в Москве. Точнее, вторая часть расследования, начатого год назад, и тут трудно удержаться от сравнений с теми (очень редкими) сиквелами, которые оказываются культовее и важнее первых частей – «Терминатор», «Брат». Первую часть под заголовком «Гроб, кладбище, сотни миллиардов рублей» тоже все читали, но текст года – именно вторая, «Кто владеет московскими кладбищами».
Почему текст года – это тоже надо проговорить, потому что здесь имеют значение формальные признаки. Над текстом, помимо основного автора, работала настоящая дрим-тим из журналистов-расследователей ведущих российских и международных СМИ; текст был одновременно опубликован, полностью или в сокращении, двумя десятками изданий, также не только российскими; наконец, это именно тот текст, который, как считается (и нет весомых поводов в этом сомневаться), стал причиной дела Голунова, уже вошедшего в историю отечественной журналистики, да и в историю России вообще. То есть, если совсем грубо, это заведомо великий текст, в нем могло быть написано что угодно или не написано ничего – все заранее знали, что это будет текст года.
Никакого сарказма или попытки обидеть Ивана Голунова в таком описании нет; уникальные особенности того контекста, в котором нужно смотреть на опубликованное расследование – вещь вполне объективная и существенная, и да, именно беспрецедентный резонанс дела Голунова и политическая интрига, с ним связанная – это главные причины, по которым все теперь знают, как устроен похоронный бизнес в Москве.