
Миллион рублей в виде башни из однорублевых монет в Санкт-Петербургском монетном дворе "Гознака"
Сергей Коньков/ТАСС
«Денег нет, но вы держитесь», – легендарная фраза российского премьер-министра Медведева, брошенная в Крыму несчастной пенсионерке, стала квинтэссенцией социальной политики правительства в кризис. Сказана она, напомним, была весной 2016 года – в период всеобщей неуверенности, отрицательных темпов роста экономики и, страшно сказать, дефицита федерального бюджета на уровне 2,6% ВВП. Многое с тех пор изменилось. Дефицит сменился уверенным профицитом, перевалившим за 3% ВВП по итогам первого полугодия. Таких результатов не было даже в самые тучные годы. «До 2007-го [подобный профицит] было просто сложно себе представить», – отметил в интервью РБК Михаил Задорнов, предправления «ФК Открытие», однажды возглавлявший российский Минфин. По его мнению, успехи бюджета объясняются резким улучшением качества налогового администрирования и обелением экономики.
Но вот парадокс: деньги есть, но стране – населению, бизнесу, в конечном счете национальной экономике – по-прежнему приходится держаться. Население нищает, деловая активность падает, а ВВП демонстрирует символические темпы роста. Помимо институциональных причин такого положения – агрессивного наступления государства на рынок и масштабного давления силовиков на бизнес, Задорнов указывает на тактические промахи в управлении экономикой.
«Де-факто из экономики с помощью повышения НДС изъяли определенную часть денег, и государство забрало их себе. И пока, об этом и говорит профицит, оно не может распорядиться этими деньгами. Я не придерживаюсь точки зрения, что если деньги из экономики забирает государство, то это хорошо. Если налоги достаточные и есть профицит, разумнее отдать налоги людям и бизнесу: они распорядятся деньгами лучше государства».
О возрастающем накопительстве и фискальной нагрузке в ситуации слабого роста в начале недели на Carnegie.ru также высказался экономист Антон Табах:
«Если готовиться не только к черному дню или новому раунду санкций, то России надо встраивать в бюджетную систему механизмы не только резервирования излишков от хорошей экспортной конъюнктуры, но и разделения плодов отличной работы ФНС с налогоплательщиками. Это будет справедливо и поспособствует ускорению экономического роста. Альтернатива – идеальные бюджетные показатели в стагнирующей экономике с беднеющим населением»
Разделение плодов? Не стоит сомневаться: рекордный избыток средств в бюджете и волнующие темпы накопления резервов, которым Bloomberg в минувшие выходные предсказал четвертое место в мире, стимулируют напряженный мыслительный процесс в высоких кабинетах. Почти каждую неделю мы узнаем о новых предложениях госкорпораций и госкомпаний. Только на этой стало известно о письме на имя Медведева от главы «Газпрома» Миллера, в котором тот просит правительство поддержать проекты, «имеющие общегосударственное значение для экономики» – строительство рядом с балтийским портом Усть-Луга гигантского комплекса по переработке и сжижению газа и крупнейшего в стране газохимического комплекса. В свою очередь, руководитель ВЭБа Игорь Шувалов предложил во вторник на встрече с премьером направить деньги Фонда национального благосостояния на благоустройство городов и развитие общественного транспорта.
Власть сегодня открыта для обсуждения самых разных инициатив. Денег хватает. Да что там – их просто полно. Так что единственная идея, у которой, пожалуй, нет шансов в текущих условиях – наращивание денежной эмиссии для кредитования промышленности под символические проценты. В пятницу стало известно, что последовательный сторонник такой политики Сергей Глазьев, проработавший экономическим советником президента последние семь лет, покидает свою должность. В свежих Хрониках госкапитализма:
3% профицита это 450млрд руб. или ровно два крымских моста каждый год, вместо мостов эти деньги идут в кубышки или виолончельки.
Прочитал статью и мне на память пришли стихи Пушкина о Лукоморье.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Государство - дуб, златая цепь - бюджет. Ученый кот - правительство, которое ходит вокруг бюджета, но не знает, как им распорядиться. Вот и заводит, то песни, то сказки.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Следующие две строчки о том, что было: о Сердюкове и Васильевой. Первый проводил реформы, вторая помогала, а когда пришлось отвечать, то первый получил амнистию, а вторая попала не в темницу, а на ветви, под которыми следует понимать "скромную" квартиру в Москве.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Тут речь идет о сокрытии информации об имуществе наших правителей, никто не должен знать, где они живут, сколько зарабатывают, их дворцы и хоромы - всего лишь избушки на курьих ножках, где ни окон, ни дверей.
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Лес и дол - бульвары и набережные Москва-реки и соответственно ребята в шлемах и масках со своими командирами.
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
Это о победе наших силовиков над олигархами: кто-то уже вынесен за дальние леса и моря, а иные в места не столь отдаленные.
В темнице там царевна тужит,
Это Элла Памфилова в ЦИКе
А бурый волк ей верно служит;
Наша избирательная система, которая изгоняет неугодных кандидатов, претендующих на власть. Тут волк не один, есть и волчата, которые фальсифицируют выборы, но система их проделок не замечает, даже если попадутся.
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Речь о Конституции, для властей она Баба Яга, если по ней жить, поэтому пусть бредет сама собой и не мешает обогащаться. Вроде бы она есть, а по делу ее и нет, сидит где-то в ступе.
Там царь Кащей над златом чахнет;
Это чиновники и полковники с миллиардами: такой совокупный Кащей.
Там русский дух... там Русью пахнет!
Мы - самая передовая страна в мире, идем своим неведомым остальному миру путем. Понять его невозможно, в него надо верить.
Бюджет в дефиците - плохо, бюджет в профиците - плохо, бюджет сбалансирован - наверняка, то же будет плохо. Вообще, бюджет - это плохо?)))
Я думаю, что профицитный бюджет очень временное явление.
сейчас канцтовары с 70$ перейдут на 60$ и профицит бюджета устаканится. Но триллионные проекты типа СП-2 придется продолжать. Для поддержания тех же 60$. Иначе себестоимость плюс 10%. То есть 40$.
.
если через налоги модель не видна, то глобальную эконом. модель можно представить как соседство двух семей. Одна не пьющая, но гонит самогон, как валюту. В другой выносят все из дома на продажу, а семья по боку.
.
симбиоз.
Что вы курите?
другим выходом денежного гормонального подъема являются вооружение и войны. Что будет отложенным результатом налоговой реформы Трампа? Кроме симбиоза по реанимации НАТО.